Рациональность

Материал из EPT

Перейти к: навигация, поиск

Рациональность – характеристика познания, в котором операции анализа и синтеза в мыслительном процессе осознаваемы, подчинены определенной логике.

В философии и психологии существует множество определений рациональности, иногда очень далеких по своему содержанию:

«Рациональность - волнующая загадка. Удивительный факт: хотя без обсуждения этой темы не обходится практически ни одно современное философско-методологическое исследование, хотя споры вокруг проблемы рациональности не утихают и становятся все более острыми, хотя массив литературы, прямо или косвенно посвященной этой теме, увеличивается лавинообразно, нет ни общепринятого определения понятия "рациональность", ни согласия в том, что считать проблемой, связанной с этим понятием». Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. - М., 2003.


Содержание

Рациональная функция

Четыре основных функции души выделял уже Пифагор: две из них (мышление и чувство, которое создает мнение) рациональны и две (ощущение и наитие) иррациональны.

«Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию. Мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение. Чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение. Чувственное ощущение сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать, что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. Наитие помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, которые не даны в ощущениях, которые не даны в ощущениях, с помощью внутреннего восприятия и безмерного бессознательного. Оно позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт». Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.284-285

Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях К. Юнг. В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает разные свойства.


Таблица. Рациональная функция (доминирующая и подчиненная). По описаниям К.Юнга
Доминирующая рациональная функция Подчиненная рациональная функция
  • Абсолютная сила суждения
  • Творческая сила мышления
  • «Победоносная вера в метод»
  • Мышление - канал, в котором главным образом протекает его жизненная энергия
  • Мышление гармонизует состояние, приспосабливая его к требуемой обществом обстановке или этической оценке
  • Направление и движение мыслей
  • Мысль конструктивна
  • Интеллектуальная формула
  • Суждения предикативны
  • Восприятие имеет характер «выведенности, произведенности»
  • Мышление просто повторяет данные интуиции или сенсорики, «оно тащится на буксире других функций»
  • Мысль деструктивна
  • Негативное мышление
  • Обесценивание предмета суждения, сведение его к известной банальности
  • Мышление бедно доказующей и творческой энергией
  • Мышление разрушает превосходство прикованных к объекту эмоций
  • «Ложное мудрствование»
  • «Крепок задним умом»


Психологические типы: рациональные, иррациональные и смешанные (по модели Псикосмология )

Рациональный

Рациональный - тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой, чем чувственное познание в своей познавательной сфере. Карл Юнг подчеркивает проблему предвзятости в оценке качества познания .

Иррациональный часто рассматривает рационального «как нечто полуживое, единственная цель жизни которого состоит в том, чтобы наложить цепи разума на все живое и стянуть ему шею суждением». «Рациональный рассматривает иррационала как «рационала низшего качества». К.Юнг. Психологические типы. М., 1995, с.349

Философы часто исследуют движение своих мыслей, описывают их развертывание. Здесь существуют принципиальные различия для типов с доминантной рациональностью или иррациональностью.

При подготовке своего главного труда - «Капитала» - К. Маркс (рациональный тип) специально рассматривал методологические вопросы человеческого познания.

«Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» (с.727).

Многозначность понятий «рациональное» и «иррациональное» вносит путаницу в тесты и опросники, служащие для диагностики этих психических свойств.


Рациональный и иррациональный в терминах социоников

Таблица. Рациональный и иррациональный в терминах социоников
Рациональный Иррациональный
  • Систематический
  • Планомерный
  • Последовательно
  • Решение
  • Пунктуальный
  • Постоянный
  • Аккуратность
  • Осторожность
  • Закономерность
  • импульсный
  • параллельно
  • спонтанный
  • возможности
  • гибкий
  • динамичный
  • непринужденность
  • безмятежность
  • случайность
Направленность рациональной функции (по модели Псикосмология )

Направленность рациональной функции

Нагибина Н.Л. выделяет два полюса рациональности по направленности (1995). Выполняя операции анализа и синтеза на сознательном уровне, человек в качестве основной точки отсчета использует:

  • А) собственное Я, ставя его во главу угла, а все остальное имеет или не имеет отношение к Я;
  • Б) объективную реальность и законы объективного мира.

Первый полюс по описанию психологических характеристик во многом совпадает с рациональной эмоцией по К.Юнгу, второй – с мышлением по К.Юнгу.

Рациональность как синтетическая характеристика

Рациональность и иррациональность является синтетической характеристикой познавательной сферы личности, проявляющейся в частных, конкретных, простых особенностях познания, фиксируемых в исходных типах познавательной деятельности. Рациональность чаще наблюдается у поленезависимых, аналитиков, дедуктивных, линейных, мыслительных. К рационалам можно отнести тип узкомыслящие и догматичные, стремящиеся к упорядоченной структуре.

Типология И.П.Павлова

В психологической и педагогической литературе очень распространена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем.


Дихотомическая схема Э.А. Голубевой

Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему:


«Художники» (преобладание первой сигнальной системы)

  • Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции
  • Преобладание памяти-запечатления
  • Преобладание невербальных способностей
  • Преобладание непроизвольной сферы


«Мыслители» (преобладание второй сигнальной системы)

  • Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции
  • Преобладание памяти-перекодирования
  • Преобладание вербальных способностей
  • Преобладание произвольной сферы

Рационализм

Рационализм - направление в гносеологии, согласно которому разум является главной формой познания.

Таблица. Рационализм и иррационализм в терминах философских словарей
Рациональный Иррациональный


  • Абстрактный
  • Логический
  • Разумный
  • Опирается на интеллект


  • Опытный
  • Чувственный
  • Ощущающий
  • Опирается на интуицию

Рационализм представляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.

«Мыслю - следовательно существую» - доказывает Р. Декарт. «Крылата мысль!» - восхищенно восклицает К.Рерих. Разумность самой действительности и разумность научного познания действительности Гегель понимал как взаимно обусловливающие друг друга: «кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга».

Фильм "Рациональное познание" в системе Псикосмология

Ссылка на видеофайл [1]

Личные инструменты
Категории