Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века": различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Строка 56: Строка 56:
 
Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем  
 
Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем  
 
размышлял" (с. 47).
 
размышлял" (с. 47).
 +
 
"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком,  
 
"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком,  
 
дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации.  
 
дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации.  
Строка 68: Строка 69:
 
исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее  
 
исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее  
 
время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)
 
время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)
 +
 
Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах".
 
Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах".
 
"Типологическая установка определяется согласованной работой трех  
 
"Типологическая установка определяется согласованной работой трех  
 
подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53)
 
подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53)

Версия 19:00, 25 апреля 2022

Книга – плод совместного сотрудничества трех научных школ, с разных сторон разрабатывающих проблемы индивидуального подхода в образовании и воспитании человека как субъекта жизнетворчества. Она продолжает серию монографий под эгидой ЮНЕСКО международного коллектива ученых и практиков. Первая книга «New Directions in Researches of Typology and Styles of Self-realization of Personality» вышла в 2018 году на английском языке. Авторы – ведущие ученые и педагоги, хорошо понимающие проблемы современной психологической и педагогической науки и практики, предлагающие новые интегративные подходы к изучению человека, его жизни и творческого развития. Глубина и широта содержания книги сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Многочисленные модели позволяют выделить основное в представлении современной сложной психологической и педагогической реальности. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии. Благодаря этой книге читатель получает доступ к колоссальным теоретическим, фактическим и прикладным ресурсам, накопленным авторами. Практические приемы проверены на больших выборках, а их надежность и продуктивность подтверждена многократно. Для студентов-психологов, преподавателей, исследователей, практических психологов и психотерапевтов, организаторов и руководителей в сфере образования и воспитания человека.


Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"

История создания

В 2018 году международный творческий коллектив в составе Ильясова И.И., Намазбаевой Ж.И. и Нагибиной Н.Л. поставил перед собой задачу - проанализировать существующее состояние науки и практики в психологии и смежных с ней науках - педагогике, дефектологии, физиологии - наметить пути дальнейшего развития. Каждый автор выступил как представитель своей научной школы, со своими наработками, со своими представлениями о построениями новой науки и практики в XXI века. Их объединила вера в психологию как науку и практику и ее значение для человека и общества, огромный творческий энтузиазм, а также глубочайший профессионализм и широкая эрудиция.

Намазбаева Жамиля Идрисовна

Инициатором написания книги и ее духовным организатором стала Намазбаева Жамиля Идрисовна. Весь ее творческий путь был связан с проблемами воспитания нового человека, способного преодолевать проблемы в развитии и коммуникациях, ставить цели самореализации и жизнесозидания.

Ильясов Илья Имранович

Эту идею поддержал Ильясов Илья Имранович. Огромный опыт в систематизации отечественных и зарубежных теорий обучения и воспитания человека обобщен во второй главе коллективной монографии.

Нагибина Наталия Львовна

В монографии была предпринята попытка объединить все лучшие наработки восточной, западной, а также российской и советской науки, построить новую системную концепцию, которая получила название Псикосмология. Нагибина Наталия Львовна, при поддержке Ильясова И.И. и Намазбаевой Ж.И., а также своих соратников и учеников, развернуто представила основы новой системной дифференциальной психологии.


Введение

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (Намазбаева Ж.И.)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ (Ильясов И.И.)

Глава 3. СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩЕЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Нагибина Н.Л.)

"Психология индивидуальных различий на Востоке всегда имела свой уникальный почерк – она шла от целого к частному, от единого корня. От земной и небесной сути через их взаимодействие рождались варианты типов, каждый из них имел что-то от земли и от неба. Символ единства противоположностей «Инь-ян» стал эмблемой сути восточной философии. Теория психической энергии чакр в символической форме зафиксировала факт индивидуальных различий. Астро-музыкальные системы Древнего Востока весь космос с его законами и упорядоченностью переносили на человека в социуме. Энергии вибраций телесных органов соответствовали звуковым и световым вибрациям. Они стали некими символами соответствий (коррелятов) души и тела и зафиксированы философами и врачами в виде обозначений, соответствующих чакр (энергетических сгустков). Акцент на неосознаваемом, на работе всего организма как единой системы связи человека с миром, привел ученых Древнего Востока к исследованию вегетативной (периферической) нервной системы и ее функционированию. Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем размышлял" (с. 47).

"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком, дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации. Бессознательное называлось иррациональным, наделялось негативными качествами. В связи с этим абсолютизировалась роль центральной нервной системы и ее вершины – больших полушарий мозга с его серым веществом и многочисленными извилинами. По количеству исследований мозговая деятельность человека во взаимодействии со средой и ее стимулами составила абсолютное большинство. Периферическая нервная система изучалась, к сожалению, в основном с анатомической, а не с функциональной стороны. Возник разрыв, и даже глубокая пропасть между западными и восточными исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)

Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах". "Типологическая установка определяется согласованной работой трех подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53)