Визуальная диагностика: различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Строка 13: Строка 13:
 
=== Наиболее известные труды (персоналии) ===
 
=== Наиболее известные труды (персоналии) ===
  
 
+
Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.
  
 
== Физиогномика ==
 
== Физиогномика ==

Версия 21:34, 23 мая 2010

Визуальная диагностика – (от лат. Расшифровка термина)


Содержание

Историко-культурные традиции

Первые обращения к визуальной диагностике

Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответст-вующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Галля, Порты, Ламброзо, Лафатера и др. (см., например, А.А.Бодалев, 1983, Э.Ледо,1895).

Культурные традиции в визуальной диагностике

Наиболее известные труды (персоналии)

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Физиогномика

Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.

Основная мысль Лафатера касается связи внутренней природы человека с мышцами лица, предметом его наблюдений была нижняя часть лица и лицевой профиль.

Суть учения Галля состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.

Ламброзо посвятил свои исследования изучению и описанию так называемого «преступного человека».

Дюрвиль "О физиогномике" (1866 г.)

Лицо - это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека. "Чем культурнее становятся люди,- говорит Делестр,- тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли (Дюрвиль).

Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы,- говорит Цезарь.- Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это (Дюрвиль,)Но только сформировал истинно научную физиогномику.

Его книга "О физиогномике" - это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.

И.Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам. (Дюрвиль,) Научиться оценивать, чувствовать своих близких, знакомых, друзей - это не пустяковое дело. Сколько людей пропадает в своей жизни только потому, что не сумели истинно оценить своих друзей, компаньонов или клиентов! "Без умения читать по лицу, - говорил Лафатер, - я бы встретил на пути своем тысячи препятствий, которые благодаря этому умению смог счастливо избежать". Зная физиогномику, отец может судить о плохих или хороших склонностях своего ребенка, жених - о характере своей избранницы. Применяя физиогномические исследования к самим себе, мы сможем раскрыть собственные наклонности, развить хорошие качества или обуздать плохие. (Дюрвиль, стр.3)

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в сле-дующие восемь типов:

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности,- Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу - Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией - это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов. (Дюрвиль, стр.7)

Каждый из этих авторов занимался изучением не всего лица, а только отдельной части. По сути физиогномика и была одной из первых попыток соотнесения с личностными психологическими особенностями не целого лица, а его частей.

И.А.Сикорский о физиогномике и мимике

В России горячим сторонником физиогномики был профессор И. А. Сикорский. Наибольшее физиогномическое значение И. А. Сикорский отводил «переменам в лице» зависящих от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость. Он считал, что в этом смысле лицевая мимика, а также движения рук и пальцев имеют большое диагностическое значение. Второе место в этом отношении принадлежит движениям глаз, часто выражающих субъективные состояния. Следующая ступень по значимости отводилась выразительным движениям тела (поза).

Фотопортрет

Художественный портрет

Макияж

Физиогномические школы

Научные исследования

    В исследовании физического облика человека многие авторы уделяют внимание изучению мимики в различных зонах лица, составлению схем и классификаций эмоциональных состояний по проявлениям экспрессии, изучению степени информативности различных элементов внешности.
    Отметим, что  большинство исследований посвящено выяс¬нению, насколько правильно способен  человек распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
    П.Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица - FAST».
    Этот метод был использован в исследовании В.А.Барабанщикова, Т.Н.Малковой (1988). Испытуемым предъявлялись фотоэталоны состояний: презрения, страха, радости, сомнения. Критерием адекватности ответов испытуемых служило соответствие предложенного им описания эталонному комплексу признаков, необходимых для характеристики данного мимического выражения. 
    Ч. Белл (см. Bruce, Young,2000) выдвинул несколько гипотез, касающихся роли мышц лица в выражении эмоций. Его исследования основывались в основном на методе наблюдения и дедукции. Результаты его экспериментов затрагивают только часть такой сложной системы как выражение лица.
    Систематические эксперименты, касающиеся движений мышц лица, были осуществлены французским ученым Дюшеном (см. там же). Он изучал конкретного пациента, потерявшего чувствительность лицевых мышц в результате повреждения лицевых нервов. Воздействуя током на различные лицевые мышцы, Дюшен заставлял их двигаться независимо. В результате было составлено несколько графических изображений лица. Как показали последующие исследования  I.Eibl-Eibesfeld (1989) и  Р. Ekman (1973, 1978)  наиболее распознаваемые эмоции человеческого лица возникали в результате одновременного воздействия на не-сколько мышечных групп лица.
    Восприятие выражения лица является многомерным процессом, в котором распознавание эмоции оказывается лишь одной из его сторон. Существует большой эмпирический материал, демонстрирующий различные аспекты изучения восприятия человеческого лица. 
    В дальнейших исследованиях, особенно в зарубежной психологической науке, ставились многочисленные эксперименты  и велись научно-теоретические разработки, связанные с попытками установить влияет ли лицо человека, отдельные его части или скомбинированная (искусственная) их совокупность на формирование впечатления о нем. Следует сразу оговориться, что основным направлением данных исследований имело сугубо прикладной характер, ориентированный на потребности криминалистики, рекламного и PR-бизнеса. Тем не менее проведенные исследования, в частности Л.И.Иванской, Б.Умаром, Ю.В. Гранской, V.Bruce,  A.Young, J.Shephered и других, имеют также теоретическое значение для психологической науки.  
    Мы остановимся на тех из них, которые имеют отношение к нашему исследованию и приведем примеры некоторых экспериментов.
    V.Bruce, A.Young, (2000) провели ряд экспериментов, посвященных влиянию светотени и контрастности на восприятие лица, и выяснили, что наше восприятие лиц основывается на информации, которая содержится в паттернах относительной светотени, однако контрастность играет не столь существенную роль, как могло бы показаться. Испытуемым предъявлялись фотографии людей, потом предъявлялись контурные изображения тех же самых людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором – только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изо-бражении. 
    При распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц –психологические характеристики. Для незнакомых лиц  развернутое на ¾ лицо и запоминается и распознается легче, чем  анфас. Для знакомых лиц нет разницы. V.Bruce объясняет это тем, что развернутое на ¾ лицо на изображении выглядит более объемным (очень хорошо, например, видна длинна и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности  определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте V.Bruce   показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица. На полученных картинках соединил точки соответст-вующих черт лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Никто никого не узнал.
    Ph. Schyns и  A. Oliva ( см. V.Bruce, A.Young ,2000) с це-лью показать как информация о лице может быть обусловлена пространственными параметрами, провели такой эксперимент: наложили фотографию мужчины – премьер-министра Великобритании Тони Блэйера (на изображении бюст в костюме и галстуке) на фотографию женщины – бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Полученное изображение предъявлялось испытуемым для опознания. При восприятии с близкого расстояния однозначно видно изображение Блэйера. При восприятии этого же изображения с расстояния 1,5-2 метра отчетливо видно изображение Тэтчер. Ph. Schyns и  A. Oliva объясняют это, в первую очередь, спецификой нашей зрительной системы, которая в зависимости от пространственного положения объекта, по-разному воспринимает  фоновые и детальные составляющие изображения (способность человека различать в пространстве высоко- /лицо Блэйера/ и низко- /лицо Тэтчер/ частотные параметры.
    Нередко в исследованиях  используются детали лица в различных контекстах с целью выяснения какую нагрузку они несут, насколько они опознаваемы. Young и его коллеги  (1987) создали «комбинированные» изображения (к верхней половине изображения одного человека приложили нижнюю половину изображения другого) и предъявили их испытуемым. Испытуемым было крайне трудно определить, кому принадлежит верхняя половина лица. Оказалось, что выражение верхней части лица (глаза и лоб) подвержено влиянию других черт лица (рот, подбородок, часть носа). Однако, этот эффект имел место только при условии очень точного соединения двух половинок (по чертам лица и по овалу лица). Если же соединение было некорректным, эффект пропадал.
    A.W.Young, D.J.Hellawell, and D.C. Hay   разделили горизонтально по центру фотографии нескольких известных лиц. Испытуемые смогли опознать эти лица по половинкам. Когда же половинки разных лиц были соединены, для испытуемых стало затруднительно назвать имена людей, чьи половинки были соединены (например, верхняя половина фотографии Маргарет Тэтчер, нижняя половина – принцессы Дианы). Однако, способность испытуемых к распознаванию увеличилась,  когда соединенные лица перевернули.
    Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости. Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях A. Young и его коллег. Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанные пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга.     
    Эксперимены J.W. Tonaka   и M.J. Fara (1993) позволили им сделать заключение, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Они провели эксперимент с условным названием «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что когда нос помещается в нормальное лицо – идентифицировать легче, чем в остальных вариантах.
    Можно сказать, что взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. H.D.Ellis (1986) назвал несколько основных характеристик лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица.
    Опознание лица (характеристики, этапы или процесс опознания и вероятность того, что опознается) изучалось многими учеными – А.Young, J.Shephered, K. N. McWeeny , R.A. Johnston, V. Bruce,  Л.Н. Иванская ,  Б.Умар,  Ю.В.Гранская и др. 
    Здесь хотелось бы выделить несколько наиболее интересных экспериментов. J. Shephered разработал систему компьютерного кодирования описаний человеческого лица, которые давали свидетели происшествий, и использовал это кодирование, чтобы сократить выборку, предъявляемую для опознания. Тестовая оценка показала, что восприятие обобщенных характеристик лица было более адекватным.
    А.Young предложил испытуемым составлять  «дневник ошибок» в механизме идентификации, т.е. испытуемый дол-жен был письменно фиксировать все неточности, возникающие при  распознании знакомых лиц и все случаи встреч с людьми, которые кажутся знакомыми. В результате анализа всех отчетов он выделил несколько этапов, ведущих к успешной идентификации знакомого лица:
    первый этап – лицо должно быть определено как знакомое, т.е. оно должно совпасть по каким-либо признакам с лицевым изображением личности, запечатленным в памяти;
    второй этап – человек должен вспомнить почему это лицо знакомо (из какой сферы деятельности, чем этот человек занимается);
    третий – восстановление имени (именно на этом этапе наблюдалось больше всего ошибок и трудностей).
    Дальнейшие психологические исследования показали,  что трудности, возникающие при  восстановлении  имени не связаны с непосредственным словом, это имя называющим. K. N. McWeeny в своих зкспериментах сравнивал как люди при встрече с новым человеком  запоминают имя и занятие незнакомца, обозначенные одним и тем же словом (например, «This is Mr. Baker»/«Это мистер Пекарь» и   «This is a baker»/«Это пекарь»). Оказалось, что все равно в памяти лучше сохраняется занятие, чем имя. 
    B.Johnston  и  V.Bruce (1990) проиллюстрировали это в следующем  эксперименте. Они использовали фотографии лиц восьми человек.   Четверых звали John, и четверых -  James. Половина изображенных были англичане и половина – американцы; половина – умершие, половина – здравствующие (например: Джон Леннон, англичанин, умер; Джон Вэйн, американец, умер). Испытуемым предъявлялись пары портретов, объединенных общим именем или общей национальностью или общее было – живой, умерший. Оказалось, что медленне всего выполнялись задания, содержащие имена. Результаты эксперимента могут быть объяснены трех-этапной моделью механизма идентификации. Ответ на вопрос почему так происходит до сих пор является актуальной областью исследований.
    Все эти эксперименты, кроме чисто теоретической основы научного познания механизмов зрительного восприятия, интересны для нас еще и следующим: 

1 – предметом изучения было изображение человеческого лица; 2 – существуют определенные закономерности восприятия человеческого лица. В частности, если предъявлялся ряд изображений незнакомых лиц, то более успешно воспринимались лица, имеющие обобщенные (кодированные) характеристики; 3 – попытка выявить особенности восприятия изображения частей лица (как изолированных, так и в комбинированных изображениях; 4 – попытка обобщения экспериментальных результатов применительно к вопросу о восприятии психологических характеристик по изображению лица или его части; 5 – методика и условия проведения экспериментов.

    С нашей точки зрения, особый интерес представляют зарубежных и отечественных ученых, которые касались лиц, разделенных вертикально и соотнесенностью асимметрии человеческого лица с психологическими характеристиками. M. Skinner, Dr. Br.Mullen проанализировали результаты четырнадцати основных исследований по асимметрии лица. Самый важный результат – левая сторона более экспрессивна, чем правая. Они объясняют это тем, что левая половина лица представляет собой внутренний мир личности, а правая – то, что личность хочет представить миру. L.Young рассматривает с этой точки зрения фотоизображение известных личностей. Так, например, она разрезала пополам вертикально изображение известного тенора Паваротти и соединила две правые половинки и две левые половинки изображения, по-лучив таким образом как бы два новых изображения полного лица. Изображение, состоящее из двух левых половин оказалось шире, чем из двух правых; изменился овал лица, лоб стал шире, челюсть – более жесткой, глаза -  более узкими и элипсоидной формы (а в изображении из двух правых половин – глаза стали шире и распахнутыми, стал виден белок). Далее она составила психологические характеристики личности по этим двум изображениям. Получилось, что на изображении, состоящем из двух левых половин, перед нами сильный, волевой, упорный, целеуст-ремленный человек, который в основном полагается на себя, и в то же время добрый и открытый. На изображении, со-стоящем из двух правых половин – человек, обуреваемый огромным количеством страстей, «демонического» вида, жестокий и беспринципный. В личной беседе с Паваротти она нашла подтверждение наличия в нем почти всех этих качеств, которые трудно было распознать по нормальному изображению его лица. Именно возникший дисбаланс между двумя новыми изображениями, с ее точки зрения, может дать дополнительную информацию воспринимающему о личности воспринимаемого.
    Интересные факты были получены в поисках взаимосвязи внешности человека с его внутренними характеристиками и их внешиними проявлениями.  Например, L. A. Zebrowitz выделяет четыре возможных пути выявления реальной взаимосвязи между внешностью и поведением: 1 – общебиологическое воздействие; 2 – влияние окружающей среды; 3  - влияние поведения на внешность (эффект Дориана Грэя); 4 – влияние внешности на поведение ( эффект самоуничтожения, эффект самосозидания, связь с установками).
    В ряде исследований в рамках психофизиологии было продемонстрировано правополушарное доминирование в распознавании образных и пространственных характеристик стимулов (Ф. М. Гасимов, Н. А. Галюк, Е. Н. Иванова, Н. А.Титова ).Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций.
    Правое полушарие лучше, чем левое, справляется с различением ориентации линий, кривизны, многоугольников неправильных очертаний, пространственного расположения зрительных каналов, глубины в стереоскопических изображениях. Однако левое полушарие обнаруживает большие способности в отношении других аспектов зрительно-пространственного восприятия. Оно лучше дифференцирует нарисованные лица, если они различаются только одной чертой. Правое полушарие лучше различает их, когда они отличаются не одной, а многими чертами.
    Д.Леви  указывает, что при изучении здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (т.е. правого полушария) при оценке выражения лица и отмечено более интенсивное выражение эмоций левой половины лица. Занимаясь особенностями межполушарной интеграции функций у людей искусства, он также предположил, что эстетические переживания у «обычных» людей могут зависеть от такого же рода интегративной активности. С этой целью он описывает следующие эксперименты.
    Фотографии «химерных» изображений, составленных из двух вертикальных половин разных лиц (одна половина – улы-бающаяся, другая – нет) предъявлялись испытуемым в тестах на оценку выражения лиц. Две «химерные» фотографии составляют зеркально симметричную пару, однако большинству правшей настроение изображенного на них человека кажется различным. «Химерное» лицо с улыбкой на левой (от наблюдателя) половине снимка воспринимается как более радостное, чем его зеркальное отражение с улыбкой справа. Поскольку левая часть пространства привлекает больше внимания, улыбка слева впечатляет сильнее, чем такая же улыбка справа. У левшей, чья полушарная специализация противоположна, создается обратное впечатление. 
    Едва заметные эмоциональные реакции чаще выражаются левой, а не правой половиной лица. Это одно из указаний на то, что правое полушарие мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями.  С одной стороны есть данные о доминировании левой половины поля зрения (у правшей) в восприятии эмоционального выражения лиц. С другой стороны, правая половина у них, по-видимому, важнее при идентификации партнера: об этом говорят результаты экспериментов, в которых испытуемых предъявляются три фотопортрета (спо-койное состояние, взгляд направлен на зрителя): один - нормальное лицо, другой -  составленный из двух правых половин, третий – из двух левых половин.  Испытуемого просят оценить сходство нормального лица с составными фотопортретами. Если бы такой односторонней тенденции при распознавании лиц не было, ответы в большой группе испытуемых распределились бы приблизительно поровну, однако наблюдается явная асимметрия: на сходство «дважды правых» лиц с нормальными указывается чаще. У некоторых левшей отмечена противоположная тенденция. Таким образом, «нормальные» праворукие люди и по крайней мере половина леворуких демонстрируют «двойную» асимметрию в восприятии лица: эмоции выражаются и воспринимаются, как правило, на его левой половине, тогда как идентифи-цируется индивид основном по правой. При устойчивой фиксации взора на правом, а затем на левом глазе партнера (или лица на телеэкране) большинство людей отмечает существенную разницу в своем восприятии его черт: если смотреть на правый глаз, они становятся более четкими.
    Предполагают, что левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Это различие согласуется с клиническими данными.

В литературе обсуждаются два вида асимметрии лица. Первый — неодинаковая способность половин лица отражать эмоциональное состояние человека. Публикуемые данные разноречивы. Одни полагают, что у большинства людей правая половина лица превосходит левую по выразительности и больше, чем левая, сходна со всем лицом (Членов Д. Г., 1960; McCurdy H., 1949; Lindzey G. et al., 1952; Gilbert Ch. et al., 1973). Другими авторами более эмоциональной признается левая половина лица; например, более эмоциональными считаются фотографии, составленные только из левых половин лица (Sackeim H. et al., 1978). Испытуемых просили оценить синтезированные (только из правых и только из левых половин) фотографии по 9 шкалам: отрицательное — положительное, мягкое — жесткое, мужественное — женственное и т. д. «Левосторонние» лица оценивались как более энергичные, сильные, активные, но более отрицательные; правосторонние — как более слабые, женственные, мягкие и более положительные. Левая половина лица левшей в улыбке выглядит более веселой, чем правая, представляющаяся относительно печальной в спокойпом состоянии; у правшей более грустными и счастливыми признавались лица на фотографиях, составленных из правых половин (Campbell R., 1978, 1979, 1982). При тахистоско-пическом предъявлении и правши и левши воспринимали как более счастливые лица с улыбкой на левой половине (Heller W., Levy J., 1981). Различно впечатление зрителя об эмоциональном выражении схематически представленного лица: лица с опущенным левым углом рта (линия рта поднимается слева направо) чаще оцениваются как более грустные; лица с приподнятым левым углом рта (линия рта поднимается справа палево) — как более веселые (Розенфедьд Ю. В., 1983). Второй вид асимметрии лица относится к движениям глаз, несущих «функции сенсорно-перцептивного входа» (Буякас Т. М. и др., 1980), рассматривающихся и как двигательный орган (Гиппенрейтер Ю. В., 1976). Предполагается фундаментальной взаимосвязь движений глаз и умственной активности субъекта (Rosenberg B., 1981) При рассматривании картин глаз вовсе не обводит зрачками контуры предметов, а совершает странные, поначалу кажущиеся хаотическими скачки. По мере того, как записи движения наслаиваются одна на другую, выступают любопытные закономерности (Ярбус Л. Л., 1965). Рассматривая, например, портрет, зритель останавливает взор главным образом на глазах, губах, носе. В одном из опытов автор предлагал рассмотреть картину Репина «Не ждали» с разных установок: 1 — оценить материальное положение семьи (привлекалось особое внимание к убранству комнаты, которое при «свободном» рассматривании практически не замечалось); 2 — определить возраст персонажей (внимание концентрировалось исключительно на лицах, совершались быстрые перелеты взора от лиц детей к лицу матери и далее — к лицу вошедшего и обратно). В. Н. Пушкин (1967) использовал киносъемку глаз, чтобы исследовать участие взора в решении шахматных задач. Движения глаз оказались зависимыми от установки: 1 — найти решение (взор фиксируется в основном на «функционально значимых пунктах» позиции и имеются обширные районы доски, куда взор вообще не направлялся), 2 — оценить, чья позиция сильнее (Брагина, 1988)

    Однако  в этих  исследованиях  объектом изучения было проявление асимметрии больших полушарий головного мозга у воспринимающего индивидуума. При этом характеристики воспринимаемого оставались вне поля интересов ученых. 
    Р. Вудвортс и Г. Шлосберг (1954) систематизировали результаты проведенных до Экмана экспериментов о распознании выражений лица. Они обратили внимание, что когда испытуемым дается набор разнообразных изображений человеческих лиц, то определение испытуемыми выраженных  на этих лицах эмоций, на первый взгляд, кажутся очень разбросанными. Однако, они не были беспорядочными и бессистемными. Каждому выражению лица соответствовал определенный набор характеристик. Например, испытуемые про одно и тоже лицо говорили, что это страх, страдание, грусть, даже удивление, но ни один из испытуемых не оп-ределил это выражение как счастье, радость, наслаждение или отвращение и презрение. В результате анализа всех описаний была создана классификаций эмоциональных выражений лиц по двум основаниям: 1- приятные/неприятные выражения и 2 – обращенность во внешний мир/неприятие внешнего мира. Хотя этот эксперимент  касался эмоций, тем не менее авторы вышли на базовые факторы классификации эмоциональных выражений лиц. Мы могли бы предположить, что это общее положение, более фундаментальный принцип.
    Благодаря современным компьютерным технологиям расширились  возможности изучения восприятия не только целого лица человека, но и его частей.   Однако в большинстве случаев исследователи не выходили за рамки изучения эмоций или акцентуаций. Традиционно такие исследования велись в контексте объективной научной парадигмы. При высокой внутренней валидности (из эксперимента максимально удалялись побочные переменные)  всегда страдала внешняя валидность эксперимента. Полу-ченные данные, как правило, не срабатывали в естественных условиях. Требовался иной подход, учитывающий субъективные факторы.
    Проанализировав экспериментальные данные, мы пришли к выводу, что даже в тех случаях, когда стимульный материал представлял собой  вертикально разделенное изображение, испытуемым предъявлялась все же целое лицо, составленное из двух левых половин или из двух правых. В нашем исследовании предъявлялись отдельно изображения правой половины лица и отдельно левой.

Практические внедрения физиогномических исследований

Диагностика невербального общения

Мимика

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Существует довольно много различного рода литературы (от строго научной до примитивно-популярной), интерпретирующей все виды мимики (см. Лабунская,1999). Мы перескажем здесь лишь несколько основных характеристик.

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта. Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность). Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом. Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения. Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующ, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление. Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас-стояние. Параллельное положение глаз говорит о том, что перед вами задумчивый человек, погруженный в мир собственных представлений, который лишь смутно воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Преднамеренно этот взгляд используют в тех случаях, когда кому-то хотят продемонстрировать, что он для вас пустое место. Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере. Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения. Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой. Если такое направление взгляда обусловлено небольшим ростом, то часто за счет принятия соответствующей позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд. Взгляд снизу, обусловленный склоненной головой, выражает позу подчинения или нападения. При этом полного подчинения, когда зрительный контакт был бы оборван, не предполагается. Тот, кто ведет себя таким образом, несмотря на склоненную голову, все же хочет видеть своего визави. Поэтому в этой позе все-таки заключена определенная доля недоверия и готовности к действию. Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не попасться при этом. Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо. Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим человеком. Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают мимика, положение тела, напряжение. Также этот взгляд служит в качестве укрытия от оптических раздражений. Так можно объяснить, например, состояния, выражаемые с помощью косого взгляда: как приподнятость, религиозная благость и жертвенность. Такой взгляд часто используется во время разговоров по телефону, чтобы можно было сильнее сконцентрироваться на том, о чем идет речь. Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно “прохладной” мимикой, тогда создается впечатление трезвого взвешивания, оценки, даже обиды. Фиксированный взгляд. При фиксированном взгляде в боль-шинстве случаев наблюдается сужение круговой мышцы и концентрированное напряжение мимики. Такой взгляд, направленный на собеседника, выражает осознание собственной силы и воздействия. У таких людей, выступающих перед аудиторией, наблюдается фиксация взгляда на какой-нибудь точке в пространстве. Так, при общении, при повороте зрачка в стороны 1,2,3 мы имеем дело с воспоминанием о чем-либо, а при повороте в стороны 4,5 и 6 – с представлением чего-либо. Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение. Непринужденная улыбка. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием. Вынужденная деланная улыбка. Такая улыбка «по заказу» превращается в движение намерения с довольно небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия. Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед. Голова, свисающая без напряжения. В просторечии говорят: «Он голову повесил». Таким образом, выражаются безволие, апатия, отсутствие порыва и безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. Склоненная голова. Если при этом взгляд обращен вниз, то тогда подобное поведение можно истолковать как подчинение. Если такой наклон головы используется при приветствии, то в таком случае мы имеем дело с сознательным, соответствующим вежливости подчинением, т.е. символическим подчинением. В сочетании с поклоном, так выражается отказ от проявления своей воли или же молчаливое одобрение. В зависимости от степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта, можно говорить либо о нечистой совести, либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения. Взгляд исподлобья, при склоненной голове, сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то по нему можно сделать вывод о коварстве или же об осознании своей вины. Таким образом, осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у кого-то другого. Склоненная голова может также сигнализировать и о задумчивости. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, так проявляется состояние, если вы «напали на какой-то след». Поднятая голова. Тот, кто представляет перед вами с поднятой головой, чувствует себя свободным и уверенным, не испытывая страха. В соответствии с этим поднятие головы означает чувства собственного достоинства и готовности приступить к какому-либо делу. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Такое одновременное пополнение запасов воздуха свидетельствует о наличии воли к действию и готовности к откровенному разбирательству. Если голова задирается вверх, тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость. Это производит также вызывающее впечатление на окружающих. Вяло откинутая назад голова. Если голова, которую держали прямо, вяло откидывается назад, это является выражением самоотдачи. В отличие от подчинения, когда опускание головы наряду с уменьшением воздействия приводит и к одновременной защите шеи, в данном случае беззащитно отдаются во власть другого человека. По данной позе можно также судить, что тот или иной человек пребывает во власти воспоминаний, удовольствий, испытываемых при наслаждении тем или иным видом искусства, и т.п. В сочетании со смехом подчиненность трансформируется в наи-гранность и выражает беспомощность. Голова, расслабленно откинутая назад. В таком положении говорят о снижении концентрации внимания, нередко оно наблюдается у людей в мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Если такое положение головы «не вписывается» в ситуацию, неадекватно ей, то мотивами подобного поведения могут быть мягкотелость, леность и жажда наслаждений. Запрокидывание головы. В качестве спонтанного движения такое поведение в большинстве случаев возникает, как реакция на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость, например, артистами цирка, когда они собираются на верхнюю трапецию. В сочетании с пронзительным взглядом, откидывание головы производит впечатление наглости, а при повороте всего корпуса в сторону визави еще к тому же и навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения. В таких случаях подобным образом могут быть выражены решительный протест и оскорбление чувства чести собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения можно сделать вывод об авторитарном поведении превосходства. Так может быть выражено либо безмолвное приглашение, либо немой вопрос. Голова, выставленная вперед. Смысл этого жеста заключается в том, чтобы приблизить органы чувств к источнику раздражения. Таким образом, выставленная вперед голова свидетельствует о наличии интереса. Голова, выставленная вперед, используется также при угрожающем поведении. Она как бы демонстрирует: «Я воспринимаю все раздражители, передаваемые тобою, и не боюсь их». Поворот головы. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное. Отворачивание головы. Такое уклоняющееся движение свидетельствует о том, что заинтересованность в том или ином объекте отпала. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. При варианте исполнения из стороны в сторону отворачивание головы превращается в отрицательный сигнал. Отворачивание за счет поворота головы может, таким обра-зом, иметь следующие значения: «Нет, я не могу» , «Я не знаю» и «Я не стану» . Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находиться в следующих положениях:

   - приподняты, если по соображениям общей опасности и неуверенности защита шеи представляется необходимой; 
     - опущены, если шея должна быть открыта как сигнал свободы и уверенности в себе; 
     - подниматься и опускаться, если хотят выразить сомнение и задумчивость, изменения в плане защиты и открытости шеи; 
     - отведены назад, если грудь хотят выставить вперед, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество; 
     - «провисать вперед», когда человек словно проваливается сам в себя, приобретая «жалкий вид», выражая отчаяние и чувство слабости; 
     - выставлены вперед, когда страх и ужас приводят к уменьшению площади, открытой для нападения; 
     - подниматься и опускаться с одной стороны, когда фраза «я не знаю» выражается с подчеркнутым чувством сожаления. 

Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности. Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера. Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов. Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.

Позы и жесты

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний. Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными. Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим. Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности. При сомкнутых пальцах увеличенная плоскость ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается. Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: «Я иду без оружия и с мирными намерениями». Ладони вовнутрь. В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом «разрушении» проблем, запутанных мыслей и социальных отношений. Ладони вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль. Кулак. Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному «Я». Но кулак – это и своего рода оружие. Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей ее мимике. Разжатые кисти. Кисти рук, когда из них что-нибудь вы-скальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма выражает нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то), скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение. Схватывающая рука. Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может поэтому служить выражением или скупости и жадности, или же усилия подыскать слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо, кисть выражает чувство пребывания в опасности. Заложить руки за спину. Руки, заложенные за спину, свиде-тельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кисти рук, сцепляя их между собой или обхватывая одной другую. «Заламывая руки» – это выражение передает отчаянную и совершаемую именно с заламыванием рук попытку найти то или иное решение. Когда кисти рук как бы играют друг с другом, то причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение. Если такие жесты используют как позу, то тогда они являются доказательством дефицита вежливости. Когда движения совершаются почти без напряжения, ритмично, то в таком случае можно говорить о превосходстве и всего лишь о невнимании. Потирание рук может совершаться от внутреннего напряжения, или для расслабления мускулов, или как осязательная функция. Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать. Фактически, окружающая действительность является лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом – человеком.

Создание и презентация образа

Визуальная диагностика психологического типа

П. Цыпин осуществил попытку описать внешние характеристики соционических типов. Он выделил ряд, как ему кажется, устойчивых признаков внешности и поведения по каждому типу. Особое внимание он уделяет взгляду. Автор предлагает лишь некоторые умозаключения, которые никак научно не подтверждены. Кроме того, исследования Н.Г. Артемцевой в некотором роде даже опровергают сделанные выводы. К примеру, скажем о том, что логик может выглядеть и так, как предлагают соционики, но также и так же и человек, с доминирующей функцией "сенсорика".

В отличие от социоников, в рамках системы психологических типов Н.Л.Нагибиной (Псикосмология) не описаны внешние характеристики типов. Многолетние исследования автора типологии (Нагибина, 1998-2010) показывают, что среди одного и того же типа могут встретиться и холерики, и сангвиники, и экстраверты, и интроверты, и толстые, и худые, и высокие, и низкие… и т.д. Вероятно, поэтому в трудах Нагибиной Н.Л. и ее соратников в основном очень детально и подробно описаны психологические характеристики каждого типа, их проявления в творчестве и судьбе представителей типов и очень много фотографий персонажей, отнесенных к тому или иному психотипу.

На основании данных, полученных в многолетних исследованиях, авторы (Артемцева, Нагибина)предлагают следующие описания взгляда, свойственные каждому типу:


Тип G. Взгляд спокойный, добрый, располагающий к обще-нию

Тип GН. Взгляд спокойный, внимательный к людям, немного грустный, понимающий теплый, располагающий к знакомству.

Тип Н. Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый.

Тип А. Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, иногда раздраженный.

Тип АВ. Взгляд озорной, веселый, блуждающий, расфокусированный, не слишком заинтересованный, внимательный к окружающей реальности.

Тип В. Взгляд чувственный, самоуверенный, приветливый, располагающий к знакомству.

Тип С. Взгляд несколько высокомерный, властный, внима-тельный, как бы сверлящий, чувственный, иногда как бы «безумный».

Тип СD. Взгляд насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, игриво-утонченный, часто направленный как бы внутрь себя.

Тип D. Взгляд строгий, серьезный, жесткий, неприветливый, часто содержащий угрозу и агрессию.

Тип Е. Взгляд умный, размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию, холодно-отстраненный, без особого интереса к окружающему миру, иногда придирчивый.

Тип ЕF. Взгляд открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию, иногда отстраненный, беспристрастный, как будто равнодушный, демонстрирующий некую философскую объективность.

Тип F. Взгляд направленный куда-то вдаль, внимательный, с прищуром, ироничный, часто простоватый, но с лукавинкой.


Конечно, характеристики взгляда только тогда имеют высокую ценность при определении психотипа, когда сочетаются с другими визуальными впечатлениями от «объекта исследования».


Теоретико-методологический аспект

Практический аспект

Диагностический инструментарий

Субъективность и объективность в визуальной диагностике

Факторы, влияющие на восприятие человека человеком

Моделирование систем восприятия человека человеком

Интернет-ресурсы

Программа обучения визуальной диагностике (определение типа в рамках Псикосмологии) на рус. и англ. языках

Литература

Артёмцева Н.Г. Общее, типологическое и индивидуальное в восприятии деятелей искусства./ Материалы международного конгресса по креативности и психологии искусства. – Пермь, М.: Смысл, 2005.

Косарева Н.Н. Связь особенностей невербального поведения с психологическим типом личности.Дипл. раб.-М.:Ин-т психоанализа.2006.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1986.

Пиз Алан. Язык жестов: увлекательное пособие для дело-вых людей. – М., Ай – Кью, 1992.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131-140

Бодалев А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.

Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. …канд психол.. наук. С – Пб, 1998.

Иванская Л.Н. Психологические особенности идентифи-кации лица человека по фотографии. Дисс. …канд. психол. наук, Ленинград, 1981.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.

Умар. Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей). С.-Пб, 1998

Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431р.

Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280р.

Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.

Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.

Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning,1986. V.5. p.189-196.

Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.

McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987,V.78, p.143-151.

Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398-409.

Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face rec-ognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225-245.

Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.

Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.