Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века": различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
  
  
[[Файл:Jung2.jpg|thumb|350px|right|Монография Карла Густава Юнга "Психологические типы" в русском издании]]
+
[[Файл:ЮНЕСКО монография.png|thumb|350px|right|Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"]]
  
 
== История создания ==
 
== История создания ==
  
 +
В 2018  году международный творческий коллектив в составе Ильясова И.И., Намазбаевой Ж.И. и Нагибиной Н.Л. поставил перед собой задачу - проанализировать существующее состояние науки и практики в психологии и смежных с ней науках - педагогике, дефектологии, физиологии - наметить пути дальнейшего развития.
 +
Каждый автор выступил как представитель своей научной школы, со своими наработками, со своими представлениями о построениями новой науки и практики в XXI века. Их объединила вера в психологию как науку и практику и ее значение для человека и общества, огромный творческий энтузиазм, а также глубочайший профессионализм и широкая эрудиция.
  
[[Файл:Карл_Юнг.jpg|250px|thumb|left|Карл Густав Юнг]]
+
[[Файл:ЮНЕЕСКО НАМАЗБАЕВА.png|250px|thumb|left|Намазбаева Жамиля Идрисовна]]
  
В 1910  году Юнг  оставляет  свой пост  в  Бурхгольцльской  клинике  (к  тому  времени  он  стал  клиническим
+
Инициатором написания книги и ее духовным организатором стала Намазбаева Жамиля Идрисовна. Весь ее творческий путь был связан с проблемами воспитания нового человека, способного преодолевать проблемы в развитии и коммуникациях, ставить цели самореализации и жизнесозидания.  
директором), принимая все  более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте,
 
на берегу Цюрихского  озера.  В это время Юнг  становится первым президентом
 
Международной  ассоциации  психоанализа  и погружается  в  свои  глубинные
 
исследования мифов, легенд, сказок  в  контексте их взаимодействия  с миром
 
психопатологии. Появляются  публикации, довольно четко обозначившие  область
 
последующих жизненных и  академических  интересов Юнга. Здесь же более  ясно
 
обозначилась и граница идеологической  независимости от  Фрейда  во взглядах
 
обоих на природу бессознательного психического.
 
  
“Параллельно я занимался сбором материала для книги о психологических типах. Целью ее было показать существенное отличие моей концепции от концепций Фрейда и Адлера. Собственно говоря, когда я стал над этим задумываться, передо мной встал вопрос о типах, потому что кругозор человека, его мировоззрение и предрассудки определяются и ограничиваются психологическим типом. Поэтому предметом обсуждения в моей книге стали отношения человека с миром — с людьми и с вещами”.  ''Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.''
+
[[Файл:ЮНЕСКО ИЛЬЯСОВ.png|250px|thumb|left|Ильясов Илья Имранович]]
  
Очень тонкий анализ психологических установок Фрейда и Адлера позволяет увидеть их различия сквозь призму психологических типов.  
+
Эту идею поддержал Ильясов Илья Имранович. Огромный опыт в систематизации отечественных и зарубежных теорий обучения и воспитания человека обобщен во второй главе коллективной монографии.
  
“У  Фрейда  основной  схемой  является
+
[[Файл:ЮНЕСКО НАГИБИНА.png|250px|thumb|left|Нагибина Наталия Львовна]]
сексуальность  как наиболее сильное  выражение отношений  между субъектом  и
 
объектом, у Адлера же - власть субъекта, действеннее всего охраняющая его от
 
объектов  и  ставящая  субъекта  в  изолированное  положение,  полное,
 
неприкосновенное и прекращающее всякое сношение с внешним миром. Фрейд хотел
 
бы обеспечить свободное  истечение влечений на их  объекты, Адлер  стремится
 
преодолеть  враждебные  чары  объектов  и  тем  спасти  эго  от  удушения  в
 
собственных доспехах. Взгляд Фрейда, по сути, является экстравертным, Адлера
 
-  интровертным.  Экстравертная  теория  значима  для  экстравертного  типа,
 
интровертная  теория  - для типа интровертного.  Ввиду того  что  чистый тип
 
является совершенно односторонним продуктом развития, он, по  необходимости,
 
будет  неуравновешен.  Чрезмерное  подчеркивание  одной  функции равносильно
 
вытеснению другой”. ''Карл Юнг. Психологические типы''
 
  
Основным недостатком терапии как Фрейда, так и Адлера, по мнению Юнга, является укрепление основной, а не компенсирующей функции, которая остается вытесненной.  
+
В монографии была предпринята попытка объединить все лучшие наработки восточной, западной, а также российской и советской науки, построить новую системную концепцию, которая получила название Псикосмология.
 +
Нагибина Наталия Львовна, при поддержке Ильясова И.И. и Намазбаевой Ж.И., а также своих соратников и учеников, развернуто представила основы новой системной дифференциальной психологии.
 +
 
 +
 
 +
== Введение ==
 +
 
 +
== МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ==
 +
 
 +
Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
 +
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
 +
(Намазбаева Ж.И.)
 +
 
 +
Глава 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
 +
ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ
 +
ВОСПИТАНИИ (Ильясов И.И.)
 +
 
 +
Глава 3. СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И
 +
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩЕЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ,
 +
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Нагибина Н.Л.)
 +
 
 +
"Психология индивидуальных различий на Востоке всегда имела свой
 +
уникальный почерк – она шла от целого к частному, от единого корня. От земной
 +
и небесной сути через их взаимодействие рождались варианты типов, каждый
 +
из них имел что-то от земли и от неба. Символ единства противоположностей
 +
«Инь-ян» стал эмблемой сути восточной философии. Теория психической
 +
энергии чакр в символической форме зафиксировала факт индивидуальных
 +
различий. Астро-музыкальные системы Древнего Востока весь космос с его
 +
законами и упорядоченностью переносили на человека в социуме. Энергии
 +
вибраций телесных органов соответствовали звуковым и световым вибрациям.
 +
Они стали некими символами соответствий (коррелятов) души и тела и
 +
зафиксированы философами и врачами в виде обозначений, соответствующих
 +
чакр (энергетических сгустков).
 +
Акцент на неосознаваемом, на работе всего организма как единой системы
 +
связи человека с миром, привел ученых Древнего Востока к исследованию
 +
вегетативной (периферической) нервной системы и ее функционированию.
 +
Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем
 +
размышлял" (с. 47).
 +
 
 +
"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком,
 +
дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации.
 +
Бессознательное называлось иррациональным, наделялось негативными
 +
качествами. В связи с этим абсолютизировалась роль центральной нервной
 +
системы и ее вершины – больших полушарий мозга с его серым веществом
 +
и многочисленными извилинами. По количеству исследований мозговая
 +
деятельность человека во взаимодействии со средой и ее стимулами составила
 +
абсолютное большинство. Периферическая нервная система изучалась, к
 +
сожалению, в основном с анатомической, а не с функциональной стороны.
 +
Возник разрыв, и даже глубокая пропасть между западными и восточными
 +
исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее
 +
время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)
 +
 
 +
Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах".
 +
"Типологическая установка определяется согласованной работой трех
 +
подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53).
 +
 
 +
[[Файл:ЮНЕСКО 54.png|350px|thumb|left|Страница 54]]
 +
 
 +
"Сравнивая область распространения симпатической и парасимпатической
 +
иннервации, можно, во-первых, обнаружить преобладающее значение одного
 +
какого-либо вегетативного отдела. Мочевой пузырь, например, получает в
 +
основном парасимпатическую иннервацию, и перерезка симпатических нервов
 +
не изменяет существенно его функции; только симпатическую иннервацию
 +
получают потовые железы, волосковые мышцы кожи, селезенка, надпочечники.
 +
Во-вторых, в органах с двойной вегетативной иннервацией наблюдается
 +
взаимодействие симпатических и парасимпатических нервов в форме
 +
определенного антагонизма. Так, раздражение симпатических нервов вызывает
 +
расширение зрачка, сужение сосудов, ускорение сердечных сокращений,
 +
торможение перистальтики кишечника; раздражение парасимпатических нервов
 +
приводит к сужению зрачка, расширению сосудов, замедлению сердцебиения,
 +
усилению перистальтики" (с.55).
 +
 
 +
Автор делает вывод: "Таким образом, как минимум три подсистемы регулируют психическую
 +
организацию человека: периферичекая нервная система с ее подразделением
 +
на симпатическую и парасимпатическую, функциональная асимметрия «лоб�затылок» и функциональная асимметрия «право-левополушарность»" (с.58).
 +
 
 +
Человеку даны два варианта познания – рациональное
 +
(осознаваемое, контролируемое) и иррациональное (неосознаваемое,
 +
неконтролируемое.
 +
 
 +
[[Файл:ЮНЕСКО 65.png|350px|thumb|right|Страница 65]]
 +
 
 +
"Подводя итог эмпирическим фактам, можно сделать следующие выводы:
 +
1. Человек обрабатывает информацию как на сознательном, так и на
 +
неосознаваемом уровнях.
 +
2. Сознательный анализ и синтез (рациональное познание) направляется
 +
субъектной или объектной логикой, возможно и гармоничное взаимодействие
 +
субъектной и объектной стратегии в познании.
 +
3. Неосознаваемый анализ и синтез (иррациональное познание) имеет
 +
разные уровни обработки информации, которые анатомически соответствуют
 +
чакрам (энергетическим центрам), доминировать может каждый из этих
 +
уровней.
 +
4. Устойчивая диспозиция рационального и иррационального познания
 +
позволяет говорить о психологическом типе с преобладающим набором
 +
познавательных стратегий" (с.67).
 +
 
 +
"Два устройства по переработке информации всегда выдают свой результат
 +
о взаимодействии человека с миром. При этом фокус внимания направлен
 +
и у ПНС (периферической нервной системы) и у ЦНС (центральной нервной системы) либо на внутреннюю среду (Я), либо на внешнюю (Мир). Их
 +
ответы на стимул могут совпадать, могут совпадать частично, могут не
 +
совпадать. Вероятность совпадения этих ответов возрастает, если оба прибора
 +
функционируют правильно и адекватно отражают состояние среды и организма.
 +
Однако, как показали врачи-психоаналитики, бессознательное может «устраивать
 +
диверсии» в психической организации, искажая реальность состояния среды и
 +
организма, направляя сознание по ложному пути.
 +
Интенсивность (значимость) ответа от ПНС и ЦНС для каждого типа,  
 +
обозначенного одной буквой, не равноценна: перевешивает либо одна, либо
 +
другая.
 +
 
 +
[[Файл:ЮНЕСКО 68.png|350px|thumb|right|Страница 68]]
 +
 
 +
Для четырех типов (они обозначены двумя буквами) нет перевеса
 +
интенсивности (значимости) периферической и центральной нервной системы.
 +
Решение всякий раз должен брать на себя либо Мир, либо Я. Результат часто
 +
непредсказуем даже для самого решающего.
 +
Таким образом, можно вычислить акценты работы НС для каждого типа.
 +
Например. Для типа G - доминанта верхнего узла парасимпатической
 +
НС, второго блока мозга по Лурия, доминанта правого полушария мозга. На
 +
психологическом уровне – доминирование неосознаваемых процессов в познании
 +
(интуиции), которая направлена на исследование среды и ее возможностей
 +
(объектцентрированность интуиции), при этом субъектцентрированная позиция
 +
сознания" (с.67-68).
 +
 
 +
 
 +
== ПСИКОСМОЛОГИЯ – НОВАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ ==
 +
 +
 
 +
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИКИ
 +
«ПСИКОСМОЛОГИЯ»
 +
 
 +
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЗАДАТКОВ И ВОСПИТАНИЯ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ В
 +
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ ЧЕЛОВЕКА
 +
 
 +
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ СИМВОЛОВ ЛЮДЕЙ С
 +
РАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ (НА
 +
ПРИМЕРЕ РУССКИХ И НЕМЦЕВ)
 +
 
 +
Глава 4. ОБРАЗ-Я В СОСТОЯНИИ СЧАСТЬЯ
 +
 
 +
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ
 +
 
 +
[[Файл:ЮНЕСКО ТИП А.png|350px|thumb|left|ТИП А]]
 +
 
 +
[[Файл:ЮНЕСКО ТИП А2.png|350px|thumb|right|ТИП А]]
  
Книга «Психологические типы» вобрала в себя размышления Юнга о многих философских  познавательных проблемах.
 
«В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения. Я обработал массу литературных источников, в частности поэмы Шпиттелера, особенно поэму «Прометей и Эпиметей». Но не только. Огромную роль в моей работе сыграли книги Шиллера и Ницше, духовная история античности и средневековья... В своей книге я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определенным психологическим типом и что всякая точка зрения в некотором роде относительна. При этом возникал вопрос о единстве, необходимом для компенсации этого разнообразия. Иными словами, я пришел к даосизму... Именно тогда мои размышления и исследования стали сходиться к некоему центральному понятию — к идее самости, самодостаточности». ''Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.''
 
  
Типология, которую предложил Юнг, итог многолетней практической работы и философского осмысления сложнейших загадок, которые ставит перед человеком психическая реальность, и более конкретно, его собственное Я при взаимодействии с миром и другими людьми.
 
  
„Критики обычно впадают в  ошибку, полагая,
 
что сами типы  явились,  так сказать, плодом свободного  воображения и  были
 
насильственно  "навязаны"  эмпирическому  материалу.  Перед  лицом  такого
 
предположения я должен подчеркнуть,  что моя типология является  результатом
 
многолетнего  практического  опыта  -  опыта,  который  остается  совершенно
 
закрытым для  академического психолога. Я прежде  всего врач и  практикующий
 
психотерапевт,  и  все  мои  психологические формулировки  основаны на опыте
 
тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что  я должен  был
 
сказать в  данной книге,  было стократно  проверено  -  слово  за  словом  -
 
практическим  лечением  больных  и  изначально  было  от  них  и  получено“.'' Карл Юнг. Предисловие к седьмому швейцарскому изданию''
 
  
«В моих психологических концепциях центральным также являлся процесс внутреннего перерождения — индивидуации... Все мои работы были своего рода предписаниями, они создавались по велению судьбы, по велению свыше. В меня вселялся некий дух, и он говорил за меня... Главным для меня было сказать то, что должно было быть сказано. Думается, я сделал все, что мог. Наверное, можно было сделать больше и лучше, но это уже не в моих силах». ''Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.''
 
  
== Введение ==
 
Во введении К.Юнг схематично излагает свою систему типов, подчеркивая сложность данной эмпирической классификации.
 
«Было бы сравнительно просто, если бы каждый читатель знал сам,  к  какой категории он  принадлежит.  Но определить, к какому типу принадлежит человек, оказывается делом весьма трудным,  в  особенности  если речь идет  о нас  самих и о нашем  самоопределении. Суждения  о  собственной личности всегда чрезвычайно трудны. Затемнение суждений о  себе  встречается так часто потому, что каждому выраженному типу свойственна особая  тенденция к  компенсации  односторонности  своего  типа,  -  тенденция  биологически целесообразная,  ибо  она  вызвана  стремлением  поддержать  психическое равновесие“. Карл Юнг. Введение
 
== Проблема типов в истории античной и средневековой мысли ==
 
  
Цель исследования, результат которого Карл Юнг разворачивает перед читателем данной главы, - посмотрев на проблемы религиозных, философских и психотерапевтических споров, представить их как продукт разной психической организации людей, как противоречие между познающими в разных психологических типах.
 
  
“Если  мне  удалось  передать  читателю  впечатление  о  наличии
 
типически-различных  точек зрения,  то  я считаю, что моя задача  выполнена.
 
Нужно ли добавлять, что я вполне осознаю, что ни одна из затронутых мною тем
 
не  разработана до конца? Я  должен предоставить этот труд тем,  кто в  этой
 
области более осведомлен, нежели я”. Карл Юнг
 
=== Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген ===
 
  
Юнг описывает двух людей, которые прославились не только как  Отцы Церкви, но и
 
как личности своей борьбой с гнозисом. Тертуллиан -  классический  пример интровертного мышления.  Ориген — его антипод — классический экстраверт.
 
  
„Мы говорим о Тертуллиане  и Оригене - оба жили в конце II века
 
н. э.  и были  почти современниками.  Вот  что  говорит  о  них Шульц: "Один
 
организм  способен  воспринимать питательное  вещество почти  без остатка  и
 
вполне  ассимилировать его, -  другой же,  напротив,  выделяет его почти без
 
остатка,  словно в  возбужденном состоянии энергичной  самообороны. Столь же
 
противоположно реагировали Ориген  и Тертуллиан. Их  противоположные реакции
 
по  отношению  к  гнозису  не  только  обрисовывают  их  характеры  и  их
 
миросозерцания, но имеют и  принципиальное значение для роли,  которую играл
 
гнозис в духовной жизни и религиозных течениях той эпохи".
 
Cверхвыраженность установки приводит к срыву и компенсации.
 
«Компенсация же достигается лишь отрезанием  (жертвой)  той  установки, что господствовала  до сих пор.  Это влечет  за  собой  временную запруженность  энергии  и  наводнение каналов, сознательно еще  не  использованных, но бессознательно уже лежащих наготове“. Карл Юнг
 
=== Богословские споры в раннехристианской церкви ===
 
  
[[Файл:Ps.typen.jpg|thumb|300px|right|Библиотека Карла Юнга]]
 
«За этим  спором  скрывалась  как  историческая,  так  и  психологическая
 
противоположность,  а именно противоположность между  верованием эбионитов в
 
Христа как чистого человека с  относительной  (кажущейся) божественностью  и
 
верованием докетов в чистого Бога-Христа, обладающего лишь видимостью плоти.
 
А под  этим слоем мы  находим еще более  глубокий  и великий психологический
 
раскол, а  именно: одна сторона утверждает, что главная ценность  и  главное
 
значение заключаются в чувственно воспринимаемом, субъектом чего - хотя и не
 
всегда -  является  человеческое  и личностное или, по крайней  мере, всегда
 
спроецированное  человеческое  ощущение; другая  сторона  стоит за  то,  что
 
главная  ценность заключается в абстрактном и внечеловеческом, коего субъект
 
есть функция,  то  есть  объективный  естественный  процесс,  протекающий  в
 
безличной закономерности, по ту сторону человеческих ощущений и даже как  их
 
основа.  Первая  точка  зрения  жертвует  единичной  функцией  в  пользу
 
функционального комплекса, который представлен человеком как таковым; вторая
 
-  жертвует  человеком, то есть  неизбежным  носителем комплекса,  в  пользу
 
единичной функции. При этом каждая из точек зрения отрицает то, в чем другая
 
усматривает главную  ценность. Чем  решительнее  представители обеих  партий
 
отождествляются  со  своей точкой  зрения, тем более они  стараются  -  быть
 
может, с наилучшими намерениями - взаимно навязать друг  другу свое  мнение,
 
неизбежно насилуя при этом главную ценность другого“. Карл Юнг
 
  
=== Проблема пресуществления ===
 
Юнг дает сравнительный анализ двух точек зрения на проблему пресуществления. 
 
В  середине  IX  века  н.  э.  настоятель  монастыря  Пасхазий  Радберт
 
обнародовал  свой  труд,  в котором  он  является  представителем  учения  о
 
пресуществлении,  утверждающего,  что  во  время  причастия  вино  и  хлеб
 
превращаются в истинную кровь  и  плоть Христову. Скот Эригена утверждал, что причастие  не что иное,  как воспоминание о последней вечере, проведенной Иисусом со  своими учениками, - толкование, которого всегда будет придерживаться всякий разумный человек. Он не имел успеха как раз  потому, что мыслил последовательно и  разумно, - успех выпал на долю Радберта,  который, хотя мыслить и не умел, но  зато  "пресуществил" символическое и значимое, и довел  его  до  грубой  чувственной  осязаемости,  очевидно,  потому,  что чувствовал  дух  своего  времени,  требовавший  конкретизации  религиозных переживаний.
 
«На  этом  примере  нам  следовало  бы научиться, что мышление интровертного и мышление экстравертного не поддаются одинаковому мерилу,  и это  потому, что  обе формы  мышления по отношению  к своим целям совершенно различны в самой своей основе. Можно было бы сказать, что у человека  интровертного мышление рациональное, тогда как у экстраверта оно программированное“. Карл Юнг
 
  
=== Номинализм и реализм ===
 
Проблема абстрактности и конкретности в познании есть проблема, имеющая корни в миросозерцании у разных типов людей.
 
«Если  человек ориентирован на  идею, то он и постигает, и  реагирует  с точки зрения идеи. Если  же  человек ориентирован на  объект, то  он постигает и реагирует  под углом  зрения  своих  ощущений. Для  него  все  абстрактное  имеет  лишь второстепенное  значение,  и  все,  что в вещах  постигается  мыслью, должно представляться ему не  столь существенным, тогда как человеку первого типа - как  раз  наоборот”. 
 
В качестве яркого примера Юнг обращается к различным античным и схоластическим философским школам. 
 
«Мегарская философия,  как  и  философия  киническая, отличалась крайним номинализмом, диаметрально противоположным реализму идей у Платона”. “Вероятно, эта проблема никогда и не разрешится, так как и  тут опять-таки типическая противоположность: с одной стороны - абстрактная точка зрения,  где  главная, решающая  ценность  заложена  в  самом  мыслительном процессе,  с  другой стороны  -  мышление  и  чувство,  ориентированное (сознательно или бессознательно) чувственным  объектом. В  последнем  случае психический процесс является не более как средством для выявления личности”.
 
  
Попытку примирить противоположности сделал Абеляр.
 
«Всем,  кто знаком с жизнью  Абеляра, известно, как глубок был раскол противоположностей в  его собственной душе  и как сильно  он желал философски примирить их.  Де Ремюза в  своей книге, характеризуя Абеляра,  называет его  эклектиком, который, несмотря на то, что критикует и отвергает все высказанные теории об универсалиях,  принимает,  однако,  все то,  что в них  истинно и устойчиво.
 
Сочинения Абеляра, поскольку они касаются спора об универсалиях, сбивчивы  и
 
непонятны,  ибо автор все время взвешивает  все  аргументы и аспекты, - даже
 
его ученики не понимали того, что он, в сущности, не признавал  ни  одной из
 
уже  высказанных  точек  зрения,  а  только  пытался  понять  и  объединить
 
противоположности. Одни  видят  в нем номиналиста, другие -  реалиста. Такое
 
недоразумение  очень характерно,  и причина его кроется  в  том, что гораздо
 
легче  мыслить  соответственно  с  одним  определенным  типом,  логически  и
 
последовательно оставаясь в нем, нежели соответственно с обоими  типами, ибо
 
средней точки зрения  нет. Последовательно придерживаясь одного реализма или
 
одного  номинализма,  мы  приходим  к законченности, ясности и  единству.  А
 
взвешивание и  примирение противоположностей  создает  смятение и путаницу и
 
приводит  к  заключению  неудовлетворительному, потому что такое  разрешение
 
проблемы не может удовлетворить ни одного из типов”. Карл Юнг
 
  
=== Спор Лютера и Цвингли о причастии ===
 
«Лютер настаивал на действительном присутствии плоти и крови  Христовой в причастии. "В" хлебе и вине и "под" видами  их он действительно приобщался крови и  плоти  Христовой. В действительности же  это  было  обусловленное психологической  потребностью Лютера  признание  данности  чувства, основанной на  непосредственном чувственном переживании. Противоположностью точки зрения Лютера  являлось  чисто символическое понимание Цвингли. Для  него причастие было  лишь  "духовным" приобщением к плоти и крови Христовой. Такая точка зрения обусловлена разумом  и идейным пониманием  обряда”. Карл Юнг
 
  
== Идеи Шиллера о проблеме типов ==
 
[[Файл:Фридрих Шиллер.jpg|thumb|130px|left|Фридрих Шиллер]]
 
“Ограниченность  нашего
 
понимания и  познания  вряд  ли  где-либо выступает  так ярко, как именно  в
 
изложении  психологических  вопросов,  потому  что  нам  почти  невозможно
 
передавать какие-либо картины, кроме тех,  основные черты которых заложены в
 
нашем собственном психическом в качестве образцов”.
 
“Неужели  же
 
назначение  человека  состоит в том,  чтобы  ради  известной цели пренебречь
 
самим  собою?  Неужели  же  природа  отнимает  ради  своих  целей  у  нас
 
совершенство, которое предписывает нам в  своих целях  разум? Итак, неверно,
 
что развитие  отдельных сил должно влечь за собою пожертвование целостности;
 
или же,  сколько бы  законы природы к  этому  ни стремились, все  же  должно
 
находиться  в  нашей  власти  восстановление  этой  уничтоженной  искусством
 
целостности нашей природы, при помощи искусства еще более высокого".
 
  
  
  
=== Письма об эстетическом воспитании человека ===
 
«В  коллективной культуре человек  представлен  не как таковой, он лишь представитель какой-либо одной функции, более того, он отождествляет  себя с этой наиболее ценной функцией, отрицая  причастность остальных, неполноценных. Вследствие этого современный индивид  опускается до состояния простой функции, ибо одна эта функция имеет коллективную  ценность  и  одна  она  дает  возможность  жизни.  Однако дифференцирование  функции иначе и не может состояться;  Шиллер вполне  ясно сознавал  это:  "Не  было  другого  средства  к  развитию  разнообразных способностей человека, как их разобщение. Антагонизм  сил представляет собою великое средство  культуры,  но только лишь средство,  ибо,  пока антагонизм существует, человек находится лишь на пути к культуре".
 
Юнг считает, что современный  антагонизм сил, преставителями которых якляются носители той или иной доминирующей функции  еще  не  есть культура, а лишь путь по направлению к ней.
 
  
“Психологическим  источником его конфликта является  то,  что энергия чувства
 
одинаково  снабжала в нем  как  интеллект,  так  и  творческую фантазию.
 
"Трансцендентальный  путь",  на  который  Шиллер  намеревается
 
вступить,  также  отнюдь  не  следует  принимать  за  критико-познавательное
 
рассуждение,  а  понимать  символически  -  как  всегдашний  путь  человека,
 
наталкивающегося  на  непреодолимое препятствие,  на  задачу,  не разрешимую
 
разумом.  Но для  того  чтобы  найти этот путь  и  вступить на него, человек
 
должен простоять долгое  время на перепутье, перед теми противоположностями,
 
к которым его  привела прежняя разветвившаяся  дорога.  Перед ним  оказалось
 
препятствие, запрудившее  течение его  жизни и  вызвавшее застой  либидо,  а
 
такой застой всегда ведет к распадению противоположностей, соединенных ранее
 
в непрерывном  течении  жизни;  и  тогда противоположности  восстают друг на
 
друга словно противники, жаждущие боя. Продолжительность и исход этой борьбы
 
учесть  невозможно;  но  в  конце  концов  противоположности  истощаются,  а
 
энергия, утраченная ими, идет на образование того третьего, которое является
 
исходной точкой для нового пути”.
 
«Шиллер хотел бы превратить чувственное существо в существо разумное, но сделал  его  сначала,  как  он  сам говорит, эстетичным.  Надо  пересоздать, говорил он, природу чувственного человека,  надо физическую жизнь "подчинить форме"; "ему надо выполнять свое физическое назначение по  законам красоты", "на безразличном поле физической жизни ему надо начать моральную жизнь", ему надо  "положить  начало  свободе  разума  уже  в пределах своих  чувственных границ",  "уже на  свои склонности наложить  закон  своей  воли", "научиться более благородной жажде"”.
 
“Шиллер признает равноправность "чувственности" и  "духа".
 
Стало  быть,  он  признает  и  за  ощущением  право  на  самостоятельное
 
существование. Но эти  строки заключают  в себе  и более глубокую  мысль,  а
 
именно идею "взаимодействия" обоих влечений, идею общности  интересов,  или,
 
выражаясь несколько более современным языком, идею симбиоза, причем продукт,
 
выделяемый одною деятельностью, являлся бы питательным веществом для другой.
 
Шиллер  говорит о "взаимодействии двух влечений, при котором действие одного
 
обосновывает и ограничивает действие другого", и о том, что "каждое влечение
 
само по себе обнаруживается наиболее полно именно благодаря тому, что другое
 
действует".
 
  
=== Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии ===
 
  
  
“Одно  время  мне  казалось,  что  деление  поэтов  на  наивных  и
+
== ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ==
сентиментальных,  как это  делает  Шиллер,  покоилось как  будто  на  точках
 
зрения,  совпадающих  с  изложенными  в  этом  моем труде. Но после  зрелого
 
размышления  я пришел к  заключению,  что это  не  так.  Определение Шиллера
 
просто:  наивный  поэт  сам  есть природа, а  сентиментальный  ищет ее.  Эта
 
простая  формула  очень  соблазнительна, потому  что она  устанавливает  два
 
различных  отношения  к  объекту.  Поэтому  легко  можно  было  бы  сказать,
 
например: тот, который ищет или  требует природы в качестве  объекта, тот не
 
имеет ее; его можно, значит, назвать интровертом; наоборот, тот, который сам
 
есть природа и, стало быть, стоит в  самом тесном  отношении к объекту, того
 
можно  назвать  экстравертом.  Однако  такая,  несколько  насильственная
 
интерпретация  имела  бы мало  отношения  к  точке зрения  Шиллера.  Деление
 
Шиллера на наивное и сентиментальное - в противоположность нашему делению на
 
типы  -  занимается  отнюдь не  индивидуальной ментальностью  поэта,  а лишь
 
характером его творческой деятельности и соответственно ее продуктом. Один и
 
тот же поэт может быть  в одном стихотворении сентиментальным, а  в другом -
 
наивным”.
 
 
 
“Приступим  вместо этого  к более основательному рассмотрению
 
аполлонически-дионисийских понятий в смысле их  психологического содержания.
 
Рассмотрим вначале дионисизм. Описание Ницше обнаруживает сразу, что  он под
 
этим разумеет  некое развертывание, поток, идущий вверх и  наружу,
 
Это  -  дионисийская  "экспансия".  Это  -  поток мощного  всеощущения,
 
неудержимо прорвавшийся наружу  и опьяняющий  чувство,  подобно  крепчайшему
 
вину. Это - опьянение в самом высшем смысле слова.
 
  
В  таком  состоянии психологический  элемент  ощущения  -  чувственного
 
ощущения или  ощущения аффективного - принимает самое сильное участие. Речь,
 
стало  быть, идет  об экстраверсии чувств, неотличимо связанных с  элементом
 
ощущения, почему мы и называем их чувство-ощущениями. Можно поэтому сказать,
 
что  в  таком  состоянии  больше вырываются  наружу аффекты, то  есть  нечто
 
носящее  характер  влечения,  слепо  понуждающее, выражающееся  специально в
 
возбуждении сферы тела.
 
  
Аполлонизм, напротив, есть восприятие внутренних образов красоты,  меры
+
Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
и  чувств,  покорившихся  законам  пропорций. Сравнение со сновидением ясно
+
ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ
указывает на характер аполлонического состояния: это состояние интроспекции,
 
состояние созерцания, обращенного вовнутрь, в сонный мир вечных идей - одним
 
словом, это состояние интроверсии”.
 
  
«Таким  образом,  понятия  Ницше  приводят нас к  принципам  третьего  и
 
четвертого  психологического  типа:  эти  типы  можно  было  бы  назвать
 
эстетическими,    в  противоположность  рациональным    (мыслительному  и
 
чувствующему  типу). Это  интуитивный тип и тип сенситивный,  или ощущающий”.
 
  
== Проблема типов в человековедении ==
+
[[Файл:ЮНЕСКО НАМАЗБАЕВА 1.png|350px|thumb|left|Трехкомпонентная модель развития психологического здоровья учащейся молодежи]]
  
 +
[[Файл:ЮНЕСКО 170.png|350px|thumb|right|Комплексная модель инновационных психотехнологий развития личности]]
  
  
=== Общий обзор типов Джордана ===
 
"Существуют два характера,  фундаментально отличных  друг от друга,
 
два  ясно выраженных типа характеров (с  третьим, промежуточным):  у  одного
 
типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба: у другого
 
же  склонность к  рефлексии  преобладает, тогда как влечение к  деятельности
 
оказывается  более  слабым.  Между  этими  двумя  крайностями  существует
 
бесчисленное множество ступеней. Однако достаточно будет показать  еще один,
 
третий  тип,  у которого способность  к рефлексии  и способность  к действию
 
находятся более  или менее  в  равновесии.  К тому  же среднему классу можно
 
отнести и те характеры, у которых имеется склонность к  эксцентричности, или
 
же такие, у которых преобладают иные, быть  может ненормальные, тенденции, в
 
противоположность эмоциональным или не-эмоциональным процессам".
 
  
Из  этого  определения  с  очевидностью  вытекает,  что  Джордан
 
противопоставляет рефлексии или мышлению деятельность или активность.
 
Я  не  хотел  бы входить  здесь  в  обсуждение последующих  глав  книги
 
Джордана. Он ссылается в виде примера на  ряд исторических личностей, причем
 
не раз  обнаруживаются неверные точки зрения,  основанные на  упомянутой уже
 
ошибке, а именно на  том, что автор вносит критерий активности и пассивности
 
и смешивает его с другими критериями. Эта часть ведет к тому заключению, что
 
активная личность  причисляется  и  к  бесстрастному  типу и,  наоборот, что
 
страстная натура всегда  обречена  на пассивность. Я пытаюсь  избежать такой
 
ошибки тем, что вообще исключаю момент активности как особое мерило.
 
  
Но  Джордану принадлежит та заслуга, что он  был  первым (насколько мне
 
известно), кто дал сравнительно верную характеристику эмоциональных типов.
 
  
== Проблема типов в поэзии. Прометей и Эпиметей Карла Шпиттелера ==
 
[[Файл:Карл Шпиттелер.jpg|thumb|150px|left|Карл Шпиттелер]]
 
=== Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера ===
 
  
Если мы соединим  Прометея и  Эпиметея  в одной личности, то  получится
 
человек, наружно  представляющий  собою  Эпиметея,  а внутренне -  Прометея;
 
причем  обе  тенденции непрерывно раздражают  друг  друга  и  каждая из  них
 
старается окончательно склонить эго на свою сторону.
 
  
=== Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете ===
 
  
=== Значение объединяющего символа ===
 
Мы не можем относиться равнодушно к творчеству поэтов, ибо они
 
в своих главных произведениях и  в  своем глубочайшем вдохновении черпают из
 
недр коллективного  бессознательного и  высказывают вслух то, о  чем  другие
 
лишь  грезят.  Но  хотя  поэты  все  это  вслух  выговаривают,  все  же  они
 
высказывают только  символ, доставляющий им эстетическое  наслаждение, но не
 
сознают при этом его истинного значения. Я  не  оспариваю того,  что поэты и
 
мыслители имеют воспитательное влияние на своих современников и на потомков;
 
однако мне кажется,  что влияние их,  по существу, покоится  на том, что они
 
громче  и яснее высказывают то, что все знают; и лишь поскольку они выражают
 
это всеобщее бессознательное "знание", постольку они оказывают воспитывающее
 
или  обольщающее  воздействие.  Наиболее  сильное  и  непосредственное
 
суггестивное  воздействие  оказывает  тот  поэт,  который  умеет выражать  в
 
подходящей  форме  самый поверхностный  слой  бессознательного.  Чем  глубже
 
проникает созерцание творческого духа, тем более  чуждым становится он толпе
 
и тем сильнее становится противление со  стороны тех, которые сколько-нибудь
 
выделяются из толпы. Масса не понимает его, но бессознательно живет тем, что
 
он высказывает; и не потому, что он это высказывает, а потому, что она живет
 
из того коллективного бессознательного, в которое он смотрел.
 
  
Великие  жизненные  проблемы, к  которым,
 
между прочим, принадлежит и сексуальная проблема, всегда стоят в отношении к
 
исконным образам коллективного бессознательного. Эти образы являются даже то
 
уравновешивающими,  то компенсирующими факторами по  отношению к  проблемам,
 
которые ставит жизнь в лице действительности.
 
  
Это  и  не  удивительно,  поскольку  эти  образы  являются  осадками,
 
накопившимися в течение многотысячелетнего опыта приспособления  и борьбы за
 
существование.  Поэтому  все  великие  жизненные  переживания,  все  высшие
 
напряженности  затрагивают  сокровищницу  этих образов  и  превращают  их во
 
внутренние  явления,  которые  в  качестве таковых становятся сознательными,
 
если оказывается налицо достаточно  самоосознания и  постигающей силы, чтобы
 
индивид мыслил то, что переживает, а не просто и не только переживал бы,  то
 
есть не изживал бы конкретно миф и символ, сам того не зная.
 
  
=== Относительность символа ===
 
«Как  только осуществляется это погружение в  глубину влечения, так на другой
 
стороне  всегда  снова  восстает  противление  против  чисто  безобразного,
 
хаотического  элемента  голой  динамики,  возникает потребность  в  форме  и
 
законе.  Погружаясь  в потоке, душа вынуждена создать символ,  охватывающий,
 
удерживающий и выражающий  собой силу. Этот  процесс в коллективной  психике
 
чувствуют  или  предчувствуют те художники и поэты, которые  творят  главным
 
образом из  восприятий  бессознательного, следовательно  из  бессознательных
 
содержаний, и  духовный  горизонт которых  достаточно широк, чтобы  охватить
 
главные проблемы современности, по крайней мере в их внешнем проявлении”.
 
  
  
=== Природа объединяющего символа у Шпиттелера ===
 
Когда в сновидениях  появляется символ,  то он по всем  вышеприведенным  основаниям  отвергается  и  вызывает  даже  обратную
 
реакцию,  соответствующую вторжению Бегемота.  Из этого конфликта  возникает
 
упрощение  личности  и  сведение  ее  к  существующим  от  начала  жизни
 
индивидуальным основным  чертам, обеспечивающим  связь созревшей личности  с
 
детскими  источниками энергии. Как показывает Шпиттелер, великая  опасность,
 
угрожающая  во  время  такого перехода, состоит  в  том,  что вместо символа
 
рационалистически  воспринимаются  возбужденные  им  архаические  влечения,
 
которые и укореняются в формах традиционного воззрения.
 
  
Английский  мистик У.  Блейк /71/ говорит: "Существует два вида  людей:
 
плодовитые [The  prolific - плодовитый, рождающий  из себя.]  и поглощающие.
 
[The  devouring  -  поглощающий,  воспринимающий  в  себя.]  Религия  есть
 
стремление примирить оба эти вида". ["Religion is  an endeavour to reconcile
 
the  two!"]  Этими словами Блей-ка, так просто резюмирующими  основные  идеи
 
Шпиттелера и мое  изложение их, я хотел бы закончить эту главу. Если я отвел
 
ей необычно много места, то лишь потому, что хотел -  как  и при  обсуждении
 
писем Шиллера  - отдать  должное  богатству  идей  и  плодотворных указаний,
 
которыми полна поэма Шпиттелера "Прометей и Эпиметей". При этом я, насколько
 
возможно  было, ограничивался существенным и преднамеренно оставил в стороне
 
целый  ряд  проблем,  которые  следовало  бы  рассмотреть  в  исчерпывающем
 
исследовании этого произведения.
 
  
== Проблема типов в психопатологии ==
 
Гросс  выводит  из  экстравертного  типа  так  называемых  цивилизующих
 
гениев, а из интровертного типа так называемых гениев культуры. Первая форма
 
соответствует  "практическому осуществлению", последняя  -  "абстрагирующему
 
измышлению". В заключение Гросс выражает свое  убеждение  в  том, что  "наше
 
время особенно  нуждается в суженно-углубленном сознании в противоположность
 
прежним  временам,  которые имели сознание более  широкое и более  плоское".
 
/72-  S.68/  "Нас радует идейное, глубокое, символическое.  Через простоту к
 
гармонии - вот в чем искусство высшей культуры".
 
  
Конечно, Гросс  писал эти  слова в 1902 году.  А  теперь? Если по этому
 
вопросу вообще  позволительно высказать мнение,  то нам пришлось бы сказать:
 
мы, очевидно, нуждаемся как  в том,  так  и в  другом  -  в  цивилизации и в
 
культуре, в сокращении  вторичной функции у одних и в продлении ее у других.
 
Ибо мы не создаем одно без другого, и - увы, нам  надо сознаться в этом  - у
 
современного человечества  не хватает и того и другого. Осторожно выражаясь,
 
мы скажем:  в  чем у  одного  излишек,  в  том  у  другого  недостаток.  Ибо
 
постоянные толки о прогрессе стали неправдоподобны и подозрительны.
 
  
Резюмируя все вышесказанное, я бы хотел  отметить, что воззрения Гросса
 
в большой мере совпадают  с моими. Даже моя  терминология -  экстраверсия  и
 
интроверсия  -  находит  свое  оправдание в  понимании  Гросса. Нам остается
 
только  критически  осветить  основную гипотезу  Гросса,  а  именно  понятие
 
вторичной функции.
 
Интенсивность  первичной функции является решающим моментом. Она  зависит от
 
общего психического напряжения, то есть от запаса накопленного, имеющегося в
 
распоряжении  либидо. Момент, обусловливающий это  накопление,  есть сложная
 
фактическая  данность,  которая  является  итогом  всех  предшествовавших
 
психических состояний. Его  можно охарактеризовать как настроение, внимание,
 
состояние аффекта, ожидание и т. д. Интроверсия  характеризуется через общее
 
напряжение, интенсивную  первичную функцию  и соответственно продолжительную
 
вторичную функцию. Экстраверсия  характеризуется через общую  разряженность,
 
слабую первичную функцию и соответственно краткую вторичную функцию.
 
  
== Проблема типических установок в эстетике ==
 
  
Эстетика  по  всему  своему  существу  есть  прикладная  психология,  и
 
занимается  она не только эстетической сущностью вещей,  но и -  быть может,
 
даже в  еще  большей мере - психологическим вопросом эстетической установки.
 
Подобно  тому как эмпатирующий, сам  того не сознавая,  наслаждается  в
 
объекте  самим  собою,  так  абстрагирующий,  размышляя  над  впечатлением,
 
произведенным на него  объектом, созерцает, не зная  того, самого  себя. Ибо
 
то,  что  эмпатирующий  переносит  в  объект,  есть  он  сам,  то  есть  его
 
собственное бессознательное  содержание, и то, что  абстрагирующий  думает о
 
своем  впечатлении  от  объекта,  он  думает о  своих  собственных чувствах,
 
явившихся ему  в  объекте. Отсюда ясно, что  для  действительного постижения
 
объекта  нужны обе функции, так  же как и для действительного  эстетического
 
творчества.  Обе  функции  и имеются всегда налицо  у индивида,  но только в
 
большинстве случаев они неравномерно дифференцированы.
 
  
== Проблема типов в современной философии ==
 
  
  
=== Типы по Джемсу ===
 
[[Файл:Джемс.jpg|thumb|150px|right|Уильям Джемс]]
 
Подобно тому как  в области нравов и жизненных обычаев можно разделить людей
 
на  сторонников условностей и на  общающихся непринужденно, в политике  - на
 
верующих в авторитет и на анархистов, в изящной литературе - на академиков и
 
реалистов, в искусстве - на классиков и романтиков, подобно этому, по мнению
 
Джемса, можно было бы найти и в философии два типа, а именно: "рационалиста"
 
и  "эмпирика".  Рационалист -  "поклонник абстрактных  и вечных  принципов".
 
Эмпирик -  "любитель фактов во всем  их  необработанном  многообразии". /81-
 
P.9/ Хотя никто  не может  обойтись  ни без фактов, ни без принципов, однако
 
слагаются  совершенно различные точки  зрения,  в  зависимости от того,  что
 
центр тяжести перелагается на одну или на другую сторону.
 
  
=== Характеристические пары противоположностей в типах Джемса ===
 
  
а) Рационализм против эмпиризма;
 
  
б) Интеллектуализм в противоположность сенсуализму (Sensationalism);
 
  
в) идеализм в противовес материализму;
 
  
г) оптимизм  в  противовес  пессимизму;
 
  
д) религиозность  в  противовес иррелигиозности;
 
  
е) индетерминизм,  противостоящий детерминизму;
 
  
ж) монизм против плюрализма;
 
  
з) догматизм в противоположность скептицизму.
 
  
=== К критике концепции Джемса ===
 
  
«В целом типы Джемса являются
 
ценным  дополнением  общей  картины  типов, извлеченной нами из целого  ряда
 
других  источников. Джемсу  принадлежит  та  большая заслуга, что он  первый
 
показал  с  известной обстоятельностью,  какое  необычайное  значение  имеют
 
темпераменты  при  образовании  философского  мышления.  Его  прагматическая
 
концепция стремится охватить  противоположности тех  философских  воззрений,
 
которые обусловлены различием темпераментов”.
 
Но «прагматизм не  может быть не чем  иным,  как  переходной установкой,
 
которая должна приготовить путь для творческого  акта посредством устранения
 
предрассудков. Мне кажется, что на новый путь, подготовляемый прагматизмом и
 
указываемый Бергсоном, уже вступила  немецкая - конечно, не  академическая -
 
философия:  именно Ницше,  взломавший  со свойственной ему насильственностью
 
эту  запертую  дверь.  Его  творение  выводит  за  пределы  того,  что
 
неудовлетворительно в  прагматическом разрешении проблемы,  и притом  делает
 
это  с той  же основательностью, с  какой прагматическое признание жизненной
 
ценности  истины  преодолело  -  и  еще  должно  преодолевать  -  сухую
 
односторонность  бессознательного  концептуализма  в    послеабеляровской
 
философии”.
 
  
  
== Проблема типов в биографике ==
 
  
  
"Просматривая  биографии,  написанные  Оствальдом, мы  сразу видим,  что
 
"романтический"  тип  соответствует  экстраверту,  а  "классический"  -
 
интроверту.  Гемфри  Дэви и Либих  являют  образцовые примеры экстравертного
 
типа,  тогда  как  Роберт  Майер  и  Фарадей - интровертного.
 
Свое деление на типы Оствальд не считает абсолютным  в том смысле,  что
 
каждый  исследователь  без  всяких  оговорок  мог  бы  быть  изображен  как
 
принадлежащий к тому или  иному типу. Однако он  придерживается того мнения,
 
что "именно  совсем  великие люди" очень  часто  самым определенным  образом
 
могут быть отнесены  к той или  другой конечной группе, тогда  как  "средние
 
люди"  гораздо  чаще занимают  в  отношении  скорости  реагирования  среднее
 
положение. Объединяя все вышесказанное, я бы хотел отметить, что
 
биографии Оствальда содержат отчасти  ценный материал для психологии типов и
 
убедительно доказывают совпадение  романтического типа  с  экстравертным,  а
 
классического типа - с интровертным". Карл Юнг
 
  
== Общее описание типов ==
 
  
=== Введение ===
 
  
=== Экстравертный тип ===
 
  
  
а) Общая установка сознания
 
  
б) Установка бессознательного
 
  
в)  Особенности  основных  психологических  функций  в  экстравертной
 
установке
 
  
1. Мышление
 
  
2. Экстравертный мыслительный тип
 
  
3. Чувство
+
Глава 2. МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
 +
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  
4. Экстравертный чувствующий тип
+
Глава 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
 +
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  
5. Общий обзор экстравертных рациональных типов
 
  
6. Ощущение
+
== ТРЕНИНГИ И МЕТОДТЧЕСИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ==
  
7. Экстравертный ощущающий тип
 
  
8. Интуиция
+
Глава 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
  
9. Экстравертный интуитивный тип
+
Глава 2. СТРУКТУРА ТРЕНИНГА
  
10. Общий обзор экстравертных иррациональных типов
+
Глава 3. МЕТОДЫ, МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ
 +
СОТРУДНИКАМИ НИИ ПСИХОЛОГИИ КАЗНПУ ИМ. АБАЯ
  
   
+
Глава 4. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ИПК КАЗНПУ ИМ. АБАЯ
=== Интровертный тип ===
 
  
Юнг повторяет тот же план описания отновных функций и типов, но только применительно к интровнертированной установке сознания.  
+
Глава 5. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ: «ДИНАМИКА
 +
ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ»
  
== Определение терминов ==
+
== Книга для свободного чтения и скачивания ==
  
В этой главе Юнг дает определения основным терминам, которые использует в своих сочинениях.
+
[https://istina.msu.ru/publications/book/338983434// наукометрическая база данных МГУ им. М.В. Ломоносова]
== Заключение ==
 
В  моей  практике я постоянно  встречаюсь  с  разительным  фактом,  что
 
человек почти не способен понять какую-нибудь иную точку зрения, кроме своей
 
собственной, и признать за ней право на существование. Мостом, ведущим через
 
пропасть взаимного непонимания, является в мелочах общая поверхностность, не
 
слишком часто встречающаяся снисходительность и терпимость и, наконец, редко
 
обнаруживающееся благоволение. Но в  более важных вопросах  и в особенности
 
там, где речь идет об идеалах типа, взаимное понимание бывает,  по-видимому,
 
невозможным.   Конечно,  споры  и  раздоры  всегда  будут  необходимыми
 
принадлежностями  человеческой трагикомедии, однако все же нельзя  отрицать,
 
что нравственный прогресс  уже привел  нас от  кулачного  права  к  созданию
 
законов  и,  следовательно, к образованию  инстанции  и мерила,  стоящих над
 
спорящими  партиями.  Я убежден,  что  основой для  улаживания  спора  между
 
различными пониманиями может послужить признание различных  типов установки,
 
однако признание  не  только  их  наличности, но  и  того  факта, что каждый
 
человек до такой  степени находится в плену  у своего типа, что  оказывается
 
неспособным к  полному пониманию другой точки  зрения.  Вне признания  этого
 
широкого  требования  насилие  над  другой  точкой  зрения  может  считаться
 
неизбежным.  Подобно  тому  как спорящие  стороны,  представшие перед судом,
 
отказываются от  прямого насилия друг над другом и отдают свои притязания на
 
справедливое  решение  закона  и  судьи,  так  и  тип,  в  сознании  своего
 
собственного    пленения,    должен    воздерживаться    от    оскорбления,
 
подозрительности и унижения противника.
 
Отрицать  существование  типов  бесполезно  ввиду  их  фактического
 
существования.  Поэтому ввиду  их  существования каждая  теория  психических
 
процессов  должна примириться с тем, чтобы  и ее, в  свою  очередь,  считали
 
психическим процессом, и притом  в качестве выражения одного из существующих
 
и имеющих право на существование типов человеческой  психологии. И  только в
 
результате  этих  типических    изображений  получаются  те  материалы,
 
сопоставление которых делает возможным высший синтез.
 

Текущая версия на 20:24, 25 апреля 2022

Книга – плод совместного сотрудничества трех научных школ, с разных сторон разрабатывающих проблемы индивидуального подхода в образовании и воспитании человека как субъекта жизнетворчества. Она продолжает серию монографий под эгидой ЮНЕСКО международного коллектива ученых и практиков. Первая книга «New Directions in Researches of Typology and Styles of Self-realization of Personality» вышла в 2018 году на английском языке. Авторы – ведущие ученые и педагоги, хорошо понимающие проблемы современной психологической и педагогической науки и практики, предлагающие новые интегративные подходы к изучению человека, его жизни и творческого развития. Глубина и широта содержания книги сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Многочисленные модели позволяют выделить основное в представлении современной сложной психологической и педагогической реальности. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии. Благодаря этой книге читатель получает доступ к колоссальным теоретическим, фактическим и прикладным ресурсам, накопленным авторами. Практические приемы проверены на больших выборках, а их надежность и продуктивность подтверждена многократно. Для студентов-психологов, преподавателей, исследователей, практических психологов и психотерапевтов, организаторов и руководителей в сфере образования и воспитания человека.


Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"

История создания

В 2018 году международный творческий коллектив в составе Ильясова И.И., Намазбаевой Ж.И. и Нагибиной Н.Л. поставил перед собой задачу - проанализировать существующее состояние науки и практики в психологии и смежных с ней науках - педагогике, дефектологии, физиологии - наметить пути дальнейшего развития. Каждый автор выступил как представитель своей научной школы, со своими наработками, со своими представлениями о построениями новой науки и практики в XXI века. Их объединила вера в психологию как науку и практику и ее значение для человека и общества, огромный творческий энтузиазм, а также глубочайший профессионализм и широкая эрудиция.

Намазбаева Жамиля Идрисовна

Инициатором написания книги и ее духовным организатором стала Намазбаева Жамиля Идрисовна. Весь ее творческий путь был связан с проблемами воспитания нового человека, способного преодолевать проблемы в развитии и коммуникациях, ставить цели самореализации и жизнесозидания.

Ильясов Илья Имранович

Эту идею поддержал Ильясов Илья Имранович. Огромный опыт в систематизации отечественных и зарубежных теорий обучения и воспитания человека обобщен во второй главе коллективной монографии.

Нагибина Наталия Львовна

В монографии была предпринята попытка объединить все лучшие наработки восточной, западной, а также российской и советской науки, построить новую системную концепцию, которая получила название Псикосмология. Нагибина Наталия Львовна, при поддержке Ильясова И.И. и Намазбаевой Ж.И., а также своих соратников и учеников, развернуто представила основы новой системной дифференциальной психологии.


Введение

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (Намазбаева Ж.И.)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ (Ильясов И.И.)

Глава 3. СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩЕЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Нагибина Н.Л.)

"Психология индивидуальных различий на Востоке всегда имела свой уникальный почерк – она шла от целого к частному, от единого корня. От земной и небесной сути через их взаимодействие рождались варианты типов, каждый из них имел что-то от земли и от неба. Символ единства противоположностей «Инь-ян» стал эмблемой сути восточной философии. Теория психической энергии чакр в символической форме зафиксировала факт индивидуальных различий. Астро-музыкальные системы Древнего Востока весь космос с его законами и упорядоченностью переносили на человека в социуме. Энергии вибраций телесных органов соответствовали звуковым и световым вибрациям. Они стали некими символами соответствий (коррелятов) души и тела и зафиксированы философами и врачами в виде обозначений, соответствующих чакр (энергетических сгустков). Акцент на неосознаваемом, на работе всего организма как единой системы связи человека с миром, привел ученых Древнего Востока к исследованию вегетативной (периферической) нервной системы и ее функционированию. Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем размышлял" (с. 47).

"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком, дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации. Бессознательное называлось иррациональным, наделялось негативными качествами. В связи с этим абсолютизировалась роль центральной нервной системы и ее вершины – больших полушарий мозга с его серым веществом и многочисленными извилинами. По количеству исследований мозговая деятельность человека во взаимодействии со средой и ее стимулами составила абсолютное большинство. Периферическая нервная система изучалась, к сожалению, в основном с анатомической, а не с функциональной стороны. Возник разрыв, и даже глубокая пропасть между западными и восточными исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)

Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах". "Типологическая установка определяется согласованной работой трех подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53).

Страница 54

"Сравнивая область распространения симпатической и парасимпатической иннервации, можно, во-первых, обнаружить преобладающее значение одного какого-либо вегетативного отдела. Мочевой пузырь, например, получает в основном парасимпатическую иннервацию, и перерезка симпатических нервов не изменяет существенно его функции; только симпатическую иннервацию получают потовые железы, волосковые мышцы кожи, селезенка, надпочечники. Во-вторых, в органах с двойной вегетативной иннервацией наблюдается взаимодействие симпатических и парасимпатических нервов в форме определенного антагонизма. Так, раздражение симпатических нервов вызывает расширение зрачка, сужение сосудов, ускорение сердечных сокращений, торможение перистальтики кишечника; раздражение парасимпатических нервов приводит к сужению зрачка, расширению сосудов, замедлению сердцебиения, усилению перистальтики" (с.55).

Автор делает вывод: "Таким образом, как минимум три подсистемы регулируют психическую организацию человека: периферичекая нервная система с ее подразделением на симпатическую и парасимпатическую, функциональная асимметрия «лоб�затылок» и функциональная асимметрия «право-левополушарность»" (с.58).

Человеку даны два варианта познания – рациональное (осознаваемое, контролируемое) и иррациональное (неосознаваемое, неконтролируемое.

Страница 65

"Подводя итог эмпирическим фактам, можно сделать следующие выводы: 1. Человек обрабатывает информацию как на сознательном, так и на неосознаваемом уровнях. 2. Сознательный анализ и синтез (рациональное познание) направляется субъектной или объектной логикой, возможно и гармоничное взаимодействие субъектной и объектной стратегии в познании. 3. Неосознаваемый анализ и синтез (иррациональное познание) имеет разные уровни обработки информации, которые анатомически соответствуют чакрам (энергетическим центрам), доминировать может каждый из этих уровней. 4. Устойчивая диспозиция рационального и иррационального познания позволяет говорить о психологическом типе с преобладающим набором познавательных стратегий" (с.67).

"Два устройства по переработке информации всегда выдают свой результат о взаимодействии человека с миром. При этом фокус внимания направлен и у ПНС (периферической нервной системы) и у ЦНС (центральной нервной системы) либо на внутреннюю среду (Я), либо на внешнюю (Мир). Их ответы на стимул могут совпадать, могут совпадать частично, могут не совпадать. Вероятность совпадения этих ответов возрастает, если оба прибора функционируют правильно и адекватно отражают состояние среды и организма. Однако, как показали врачи-психоаналитики, бессознательное может «устраивать диверсии» в психической организации, искажая реальность состояния среды и организма, направляя сознание по ложному пути. Интенсивность (значимость) ответа от ПНС и ЦНС для каждого типа, обозначенного одной буквой, не равноценна: перевешивает либо одна, либо другая.

Страница 68

Для четырех типов (они обозначены двумя буквами) нет перевеса интенсивности (значимости) периферической и центральной нервной системы. Решение всякий раз должен брать на себя либо Мир, либо Я. Результат часто непредсказуем даже для самого решающего. Таким образом, можно вычислить акценты работы НС для каждого типа. Например. Для типа G - доминанта верхнего узла парасимпатической НС, второго блока мозга по Лурия, доминанта правого полушария мозга. На психологическом уровне – доминирование неосознаваемых процессов в познании (интуиции), которая направлена на исследование среды и ее возможностей (объектцентрированность интуиции), при этом субъектцентрированная позиция сознания" (с.67-68).


ПСИКОСМОЛОГИЯ – НОВАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ

Глава 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИКИ «ПСИКОСМОЛОГИЯ»

Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЗАДАТКОВ И ВОСПИТАНИЯ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ ЧЕЛОВЕКА

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ СИМВОЛОВ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И НЕМЦЕВ)

Глава 4. ОБРАЗ-Я В СОСТОЯНИИ СЧАСТЬЯ

Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

ТИП А
ТИП А












ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ


Трехкомпонентная модель развития психологического здоровья учащейся молодежи
Комплексная модель инновационных психотехнологий развития личности
























Глава 2. МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Глава 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


ТРЕНИНГИ И МЕТОДТЧЕСИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Глава 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Глава 2. СТРУКТУРА ТРЕНИНГА

Глава 3. МЕТОДЫ, МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ НИИ ПСИХОЛОГИИ КАЗНПУ ИМ. АБАЯ

Глава 4. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ИПК КАЗНПУ ИМ. АБАЯ

Глава 5. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ: «ДИНАМИКА ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ»

Книга для свободного чтения и скачивания

наукометрическая база данных МГУ им. М.В. Ломоносова