Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Книга – плод совместного сотрудничества трех научных школ, с разных сторон разрабатывающих проблемы индивидуального подхода в образовании и воспитании человека как субъекта жизнетворчества. Она продолжает серию монографий под эгидой ЮНЕСКО международного коллектива ученых и практиков. Первая книга «New Directions in Researches of Typology and Styles of Self-realization of Personality» вышла в 2018 году на английском языке. Авторы – ведущие ученые и педагоги, хорошо понимающие проблемы современной психологической и педагогической науки и практики, предлагающие новые интегративные подходы к изучению человека, его жизни и творческого развития. Глубина и широта содержания книги сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Многочисленные модели позволяют выделить основное в представлении современной сложной психологической и педагогической реальности. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии. Благодаря этой книге читатель получает доступ к колоссальным теоретическим, фактическим и прикладным ресурсам, накопленным авторами. Практические приемы проверены на больших выборках, а их надежность и продуктивность подтверждена многократно. Для студентов-психологов, преподавателей, исследователей, практических психологов и психотерапевтов, организаторов и руководителей в сфере образования и воспитания человека.


Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"

История создания

В 2018 году международный творческий коллектив в составе Ильясова И.И., Намазбаевой Ж.И. и Нагибиной Н.Л. поставил перед собой задачу - проанализировать существующее состояние науки и практики в психологии и смежных с ней науках - педагогике, дефектологии, физиологии - наметить пути дальнейшего развития. Каждый автор выступил как представитель своей научной школы, со своими наработками, со своими представлениями о построениями новой науки и практики в XXI века. Их объединила вера в психологию как науку и практику и ее значение для человека и общества, огромный творческий энтузиазм, а также глубочайший профессионализм и широкая эрудиция.

Намазбаева Жамиля Идрисовна

Инициатором написания книги и ее духовным организатором стала Намазбаева Жамиля Идрисовна. Весь ее творческий путь был связан с проблемами воспитания нового человека, способного преодолевать проблемы в развитии и коммуникациях, ставить цели самореализации и жизнесозидания.

Ильясов Илья Имранович

Эту идею поддержал Ильясов Илья Имранович. Огромный опыт в систематизации отечественных и зарубежных теорий обучения и воспитания человека обобщен во второй главе коллективной монографии.

Нагибина Наталия Львовна

В монографии была предпринята попытка объединить все лучшие наработки восточной, западной, а также российской и советской науки, построить новую системную концепцию, которая получила название Псикосмология. Нагибина Наталия Львовна, при поддержке Ильясова И.И. и Намазбаевой Ж.И., а также своих соратников и учеников, развернуто представила основы новой системной дифференциальной психологии.


Введение

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (Намазбаева Ж.И.)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВОСПИТАНИИ (Ильясов И.И.)

Глава 3. СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩЕЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Нагибина Н.Л.)

"Психология индивидуальных различий на Востоке всегда имела свой уникальный почерк – она шла от целого к частному, от единого корня. От земной и небесной сути через их взаимодействие рождались варианты типов, каждый из них имел что-то от земли и от неба. Символ единства противоположностей «Инь-ян» стал эмблемой сути восточной философии. Теория психической энергии чакр в символической форме зафиксировала факт индивидуальных различий. Астро-музыкальные системы Древнего Востока весь космос с его законами и упорядоченностью переносили на человека в социуме. Энергии вибраций телесных органов соответствовали звуковым и световым вибрациям. Они стали некими символами соответствий (коррелятов) души и тела и зафиксированы философами и врачами в виде обозначений, соответствующих чакр (энергетических сгустков). Акцент на неосознаваемом, на работе всего организма как единой системы связи человека с миром, привел ученых Древнего Востока к исследованию вегетативной (периферической) нервной системы и ее функционированию. Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем размышлял" (с. 47). "В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком, дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации. Бессознательное называлось иррациональным, наделялось негативными качествами. В связи с этим абсолютизировалась роль центральной нервной системы и ее вершины – больших полушарий мозга с его серым веществом и многочисленными извилинами. По количеству исследований мозговая деятельность человека во взаимодействии со средой и ее стимулами составила абсолютное большинство. Периферическая нервная система изучалась, к сожалению, в основном с анатомической, а не с функциональной стороны. Возник разрыв, и даже глубокая пропасть между западными и восточными исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51) Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах". "Типологическая установка определяется согласованной работой трех подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53)