Ощущение и восприятие: различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: « Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивац…»)
 
Строка 1: Строка 1:
Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и развитие.                                                                                      (презентация)
 
  
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.Ощущение, восприятие, мышление — это неразрывные части единого процесса отражения действительности.
+
'''Ощущение и восприятие''' - составляющие структуры структуры познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.Ощущение – это психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы«воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.
+
 
Согласно концепции советского психолога А. Н. Леонтьева), ощущение является исторически первой формой психического. Эта точка зрения не является единственно возможной. Так, например, психолог К. К. Платонов пытался доказать, что элементарной и исторически первой формой психического является эмоция.
+
 
 +
== Ощущения ==
 +
 
 +
 
 +
Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.  
 +
 
 +
Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.  
 +
 
 +
 
 +
=== Классификация ощущений ===
 +
 
 
Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
 
Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
 
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:
 
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:
 +
 
• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)
 
• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)
 +
 
• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.
 
• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.
 +
 
• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». - сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)
 
• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». - сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)
 +
 +
 
Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:
 
Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:
 +
 
• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);
 
• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);
 +
 
• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
 
• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
 
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
 
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.
 +
 
Кроме того, ощущения могут быть  
 
Кроме того, ощущения могут быть  
 +
 
• Дистантными - относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые
 
• Дистантными - относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые
 +
 
• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.
 
• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.
 +
 +
 +
 +
=== Свойства ощущений ===
 +
 +
 
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:
 
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:
качество– это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)
+
 
 +
качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)
 +
 
 
• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);
 
• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);
 +
 
• длительность– временная характеристика ощущения;  
 
• длительность– временная характеристика ощущения;  
 +
 
• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.
 
• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.
По словам советского и американского психолога Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира",(лат. Partialis -  частичный, составляющий часть чего либо. ) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
 
Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется«порогом ощущений» . Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.
 
  
Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, которые обладают нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
+
По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира",(лат. Partialis -  частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.
 +
 
 +
 
 +
=== Порог ощущений ===
 +
 
 +
 
 +
Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «'''порогом ощущений'''». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.
 +
 
 +
 
 +
== Восприятие ==
 +
 
 +
 
 
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
 
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
 
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
 
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Версия 13:15, 12 марта 2013

Ощущение и восприятие - составляющие структуры структуры познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.


Ощущения

Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.


Классификация ощущений

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:

• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)

• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». - сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)


Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);

• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Кроме того, ощущения могут быть

• Дистантными - относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые

• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.


Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:

• качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)

• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);

• длительность– временная характеристика ощущения;

• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является "парциальный образ мира",(лат. Partialis - частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.


Порог ощущений

Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «порогом ощущений». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.


Восприятие

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание цельной картин действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие это качественно более высокий уровень познания. Выделяют пять сенсорных каналов восприятия: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и кинестетический – в основе этой классификации лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие. Принципы организации восприятия наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии напр. немецким психологом М. Вертгеймер и американским психологом Ч. О́сгуд . Восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Таким образом, привычный мир — это лишь описание, программа восприятия, которая закладывается в сознание человека с самого детства. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Простейшей формой чувственного образа являются образы ощущения. На основе синтеза ощущений складывается более сложная форма отражений — восприятие, которое также является чувственным образом, возникающим при непосредственном воздействии предметов и явлений. Этот образ называется перцептивным. Перцептивным образ (от лат. perceptio — восприятие...) — образ, создающийся в результате восприятия, одна из разновидностей чувственного образа. Его формирование есть процесс построения изображения. Как и любое изображение, образ представляет собой множество элементов, которые находятся в определенном соотношении с множеством элементов изображаемого объекта.. Если образы ощущений мономодальны, (большинство рецепторов возбуждаются в ответ на действие стимулов только одной физической природы . Их можно возбудить и некоторыми неадекватными раздражителями) то перцептивные образы всегда полимодальны (адекватными стимулами которых могут служить раздражители разной природы. К такому типу рецепторов принадлежат некоторые болевые рецепторы) Основные свойства перцептивного образа : • Константность - устойчивость, постоянство образов восприятия. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. В некоторых непривычных условиях константность восприятия может быть нарушена – возникает аконстантность.. Закон константности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешно ориентируемся среди них. • Целостность - всякий объект и ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища. • Осмысленность - как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов. • Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как «фигура», а все остальные объекты воспринимаются как ее «фон». • Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т.п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.). Все эти свойства не являются врожденными и развиваются в течение всей жизни человека.

	Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:

• активное движение; • обратная связь; • поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; • сохранение привычной структурированности информации. Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается (иллюзии восприятия). Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы. Российский психолог А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: I этап – адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами. II этап – сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз. III этап – начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий. IV этап – перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. В одной из последних работ А.Н. Леонтьева рассматриваются методологическое значение и принципы изучения образа восприятия как «ориентировочной основы» поведения человека.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: в соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Восприятие пространства основывается на восприятии формы и величины предметов с помощью синтеза зрительных, осязательных, мышечных ощущений, а также на восприятии удаленности и объема предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением человека. Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их местоположения и скорости движения.

	В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том, является "ли восприятие врожденным (представители нативизма) или результатом обучения (представители эмпиризма). В XVII и XVIII веках в психологии эти две теории — эмпириков и нативистов – противопостовлялись друг другу.
 	Нативисты утверждали, что в душе человека есть определенный запас врожденных идей. К нативистам относится И. Мюллер — немецкий физиолог.

Эмпирики, напротив того, учили, что не существует никаких врожденных идей, что душа человека в момент рождения представляет «tabula rasa» — белый лист, который может быть заполнен каким угодно содержанием. К эмпиристам относятся: английский философ и историк Ф. Бэкон, английский философ-материалист Т. Гоббс, дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципыэмпирической философии получили у британского педагога и философа Джона Локка. Наряду с ощущением источником познания внешнего мира Локк признает "внутреннее чувство", или рефлексию, отражающую в нашем сознании его же собственную внутреннюю деятельность; она дает нам "внутреннее бессознательное восприятие, что мы существуем". Одинаково неверно утверждение эмпириков, что в нашей душе нет ничего врожденного, и мнение нативистов старой школы, будто запас врожденных идей в душе человека представляется от века неизменным. Новейшие психологические исследования доказали существование закона наследственности в области духа: психическая деятельность каждого человека, как и каждого животного индивида, является продолжением психической деятельности ряда предшествовавших поколений. Мы наследуем от наших предков не только анатомическую структуру их тела и физиологическую организацию, но также и психологические особенности, т.к. психическая сторона нашего существа находится в тесной связи с его физиологическим строением. Психологические наблюдения установили тот факт, что у каждого человека и животного есть целый ряд представлений и инстинктов, унаследованных от предков. Как у животного, так и у человека существует множество таких представлений — инстинктов, а следовательно, в чем совершенно правы нативисты, — существуют врожденные идеи. Ошибка же нативистов заключалась только в том, что они этот запас врожденных идей представляли себе в виде постоянной и неизменной величины. Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями в природе и в организме человека. В собственно восприятии времени мы различаем: • восприятие временной длительности; • восприятие временной последовательности. Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Например, период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных - переоценивается.

  Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это “теперь”, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного. Восприятие пространства и времени связаны с обучением, усвоением речи и принятых стандартов.

Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом Значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его. Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. • Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений ( как считал немецкий врач,физиолог и психолог В.Вундт). • Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер). Исследователи поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Ими было показано, что из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Мотивационная и смысловая регуляция восприятия Все, свершаемое человеком, в том числе множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий — имеет мотивационные основания.. Мотивация – это процесс побуждения себя к действиям для достижения личных целей или целей организации. Мотивом называют внутреннее побуждение, явившееся психологической причиной того или иного отдельно взятого действия. В структуре каждого поступка имеется мотивационное звено, которое выполняет регулирующие функции. Особенности мотивационной регуляции заключаются в решении двух основных проблем: • мобилизации энергии, необходимой для всякого действия, • и направлении этой энергии на конкретный предмет с определенной целью. Мотивационная регуляция затрагивает также и другие звенья поступка (деятельности), например, выбор предпочитаемых способов решения задачи. Содержание и уровень мотивации проявляется в том, как человек относится к своему делу, какова мера его ответственности, заинтересованности, какова его трудовая мораль и степень преданности организации. В то же время мотивация характеризует личностную ценность того, чем человек занимается.

     Есть два основных подхода к тайнам мотивации. 

• Согласно первому подходу, мотивация носит рациональный характер. Дело представляется так, что все мотивы направлены к разрядке эмоционального напряжения. У людей есть неудовлетворенные потребности и интересы, и они выстраивают свое поведение так, чтобы создать условия для удовлетворения этих потребностей и освободиться от дискомфорта неудовлетворенности. • Второй подход обращает внимание на более сложные и менее осязаемые источники мотивов деятельности, — на ценности. Ценности побуждают людей не только не избегать напряжения, но стремится к нему и поддерживать его на достаточно высоком уровне, откладывая удовлетворение потребностей во имя более высоких целей. Ценности заставляют неограниченно усложнять и напрягать жизнь, вносить изменения в устоявшиеся методы работы, ставить перед собой все более высокие и сложные цели.

Специальные теории мотивации, нацеленные на выявление механизмов управления поведением, подразделяются на две категории:.

• Потребностные теории (иногда их называют содержательными) заключаются в установлении, описании и группировке тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этом ключе написаны работы американских психологов Г.Мюррея, А.Маслоу ,Д.МакКлелланда и Ф.Герцберга. Одни из этих авторов пытаются составить возможно более полный перечень потребностей, неудовлетворенность которых активизирует поведение (Г.Мюррей, американский психолог Э.Хилгард); другие ранжируют потребности, устанавливая последовательность их включения в процесс регуляции поведения (А.Маслоу); третьи сосредоточиваются на поиске базовых мотивационных потребностей (Д.МакКлеланд); четвертые дифференцируют потребности на «гигиенические» и «мотивационные» (Ф.Герцберг) Все перечисленные теории исходят из того, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Практическое приложение потребностных теорий мотивации позволило предложить ряд способов, при помощи которых руководители могут способствовать удовлетворению высших потребностей своих подчиненных. • Когнитивные (процессуальные) теории мотивации основываются в первую очередь на учете того, как ведут себя люди, используя познавательные механизмы. Согласно процессуальным теориям поведение личности является функцией восприятия и ожидания, связанных с данной ситуацией, и субъективной оценкой возможных последствий выбранного типа поведения Одной из наиболее известных когнитивно-процессуальных теорий является теория ожидания,ассоциируемая с именем канадского психолога В. Врума. Она базируется на положении о том, что активная потребность не является единственным условием мотивации достижения целей организации. Человеку нужна уверенность (или хотя бы гипотеза) в том, что выбранный тип поведения приведет к получению того, чего он желает. Ожидания представляют собой оценку личностью вероятности определенного события.

Смысловая регуляция рассматривается как тот уровень пси¬хической детерминации жизненного пути, на котором возможно становление личности в качестве субъекта собственной жизни. Ведущей инстанцией смысловой регуляции жизненного пути явля¬ется смысл жизни, который понимается как динамическая систе¬ма смысловых структур (личностных ценностей, смысловых кон¬структов, смысловых диспозиций, мотивов, смысловых установок, личностных смыслов) высокой степени обобщенности, занимаю¬щих в структуре смысловой сферы личности центральное место и программирующих общую смысловую направленность жизненно¬го пути. В этой связи субъектность жизни предполагает подчине¬ние жизнедеятельности субъекта устойчивой иерархизированной структуре смысла жизни и реализацию логики смысложизненнои необходимости. Смысловая регуляция жизненного пути личности характеризуется двумя классами индивидуальных параметров: межсистемными, отражающими функциональное соотношение смысловой регуляции с другими уровнями и системами психиче¬ской детерминации, внутрисистемными, показывающими внут¬реннюю структурно-функциональную организацию смысловой ре¬гуляции. Универсальным межсистемным параметром смысловой регуляции жизненного пути личности является функциональное со¬отношение смысла жизни с другими регуляторами не смысловой природы. Из класса внутрисистемных характеристик можно выделить следующие параметры смысловой регуляции жизненного пути личности: • соотношение причинных и смысловых межсобы¬тийных связей в системе психической регуляции жизненного пути; • уровень общей осмысленности жизни; • баланс личностных ценнос¬тей и индивидуальных потребностей в динамической системе смыс¬ла жизни; • структурная организация смысла жизни; • степень осоз¬нанности смысла жизни; • уровень активности практической реали¬зации смысла жизни; • временная локализация смысла жизни; • опосредованность смысла жизни жизненными целями, планами и программами. Выделенные параметры являются дифференциаль¬ными характеристиками и позволяют специфицировать отличия смысловой регуляции жизненного пути нормальной и девиантнои личности.

При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность – образ мира или картина мира. Образ мира представляет собой многоуровневую целостную систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Функция образа: самоотражение мира. Мир, открывающийся через человека самому себе.Такой целостной системой мироустройства обладает каждая культура, внутри которой формируется мировоззрение отдельной личности.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. 

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: .Мироощущение —первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем. Отсутствие четких определений понятия «образ мира» затрудняет его квалифицированное использование. В сфере психологии теоретическая разработка категории "образ мира", представлена в работах Г.М. Андреева, Е.П. Белинской, В.И. Бруля, Г.Д. Гачева, Э.В. Галажинского, Т.Г. Грушевицкой, Л.Н. Гумилева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, В.Г. Крысько, B. C. Кукушкина, З.И. Левина, А.Н. Леонтьева, СВ. Лурье, В.И. Матиса, Ю.П. Платонова, А.П. Садохина, Э.А. Саракуева, Г.Ф. Севильгаева, С.Д. Смирнова, Т.Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко, В.Н. Филиппова, К. Ясперс и др. Впервые понятие "образ мира" в психологии введено А.Н. Леонтьевым, он определил данную категорию как психическое отражение, взятое в системе связей и отношений субъекта с окружающим его миром. Образ возникает лишь в деятельности и поэтому неотделим от нее, проблема порождения предметного образа мира - есть проблема восприятия. А. Н. Леонтьев, раскрывая структуру образа мира, сделал вывод относительно его многомерности. Его работа "Образ мира" (1983, Т.2) позволяет вероятностно реконструировать пятимерную модель описываемой понятием "образ мира". Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени пятого квазиизмерения: системы значений, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Это есть своеобразная «сетка координат, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. Исходя из теоретических воззрений А.Н. Леонтьева, в сознаваемой картине мира можно выделить три слоя сознания: • Первый слой - чувственные образы . Чувственная ткань сознания – это чувственные переживания, которые «образуют обязательную фактуру образа мира». • Второй слой – значения, носителями которых выступают знаковые системы, формируемые на основе усвоения предметных и операциональных значений. Носителями значений выступают предметы материальной и духовной культуры, нормы и образы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы и, прежде всего, язык. • Третий слой – личностный смысл. То есть то, что индивид вкладывает в конкретные события, явления или понятия, осознание которых может существенно не совпадать с объективным смыслом. Личностный смысл отражает пристрастное отношение человека к миру Таким образом, человек не просто отражает объективное содержание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме интереса, эмоции. Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя в итоге смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом.

	Например российский психолог, психосемантик Е.Ю. Артемьева  понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает такую трехуровневую системную модель образа мира:

• Первый уровень – «перцептивный мир» – характеризуется системностью значений и модальной перцептивной, чувственной предметности. • Второй уровень – «картина мира» – представлен отношениями, а не чувственными образами, которые сохраняют свою модальную специфичность. • Третий уровень – «образ мира» – это слой амодальных структур , которые образуются при обработке предыдущего уровня. Основные характеристики образа мира (С.Д. Смирнов) : • Амодальность - образа мира человека является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением. Иначе говоря, образ мира есть отражение не столько прошлого и настоящего, сколько отражение будущего, т.е. представляет собой систему наших ожиданий, прогнозов о том, что произойдет в ближайшем или отдаленном будущем в условиях нашего бездействия или при совершении определенных действий, поступков. • Целостный характер . Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Это значит, что любой образ есть не что иное, как элемент образа мира, и сущность его не в нем самом, а в том месте, в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности. • Многоуровневая структура образа мира. • Эмоционально-личностный смысл. Если образ мира есть отражение будущего, то совершенно очевидна избирательность прогнозирования, то оно, прежде всего, строится в отношении важных и значимых для человека событий, которые связаны с деятельностью субъекта и его потребностями • Вторичность образа мира по отношению к внешнему миру,субъективным отражением которого он является. Обсуждая проблему образа мира в понимании различных областей знаний о человеке, можно выделить следующие наиболее существенные моменты: Особенности картины мира: • целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений; • представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире; • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

  Каждая историческая эпоха порождала свои концепции образа мира. Основными движущими факторами изменений образа мира становились религиозные учения, с одной стороны, и научные открытия – с другой. Образ мира, с одной стороны, исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – основа выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью. Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия.