Рациональность: различия между версиями
Nagibina (обсуждение | вклад) |
Nagibina (обсуждение | вклад) |
||
Строка 108: | Строка 108: | ||
=== Типология И.П.Павлова === | === Типология И.П.Павлова === | ||
− | В психологической и педагогической литературе очень распространена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем. | + | В психологической и педагогической литературе очень распространена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем. |
+ | |||
+ | |||
+ | === Дихотомическая схема Э.А. Голубевой === | ||
+ | |||
+ | Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему: | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ '''Соотношение сигнальных систем''' | ||
+ | |||
+ | ! «Художники» (преобладание первой сигнальной системы) | ||
+ | |||
+ | ! «Мыслители» (преобладание второй сигнальной системы) | ||
+ | |- | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ '''Ориентировочный рефлекс''' | ||
+ | |||
+ | ! Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции | ||
+ | |||
+ | ! Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции | ||
+ | |- | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ '''Память''' | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание памяти-запечатления | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание памяти-перекодирования | ||
+ | |- | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ '''Интеллект''' | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание невербальных способностей | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание вербальных способностей | ||
+ | |- | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ '''Соотношение непроизвольной и произвольной сфер''' | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание непроизвольной сферы | ||
+ | |||
+ | ! Преобладание произвольной сферы | ||
+ | |- | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | == Рационализм == | ||
+ | |||
+ | '''Рационализм''' - направление в гносеологии, согласно которому разум является главной формой познания. | ||
+ | |||
+ | {| class="standard" | ||
+ | |+ Таблица. ''Рационализм и иррационализм в терминах философских словарей'' | ||
+ | |||
+ | ! Рациональный | ||
+ | ! Иррациональный | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |||
+ | * Абстрактный | ||
+ | * Логический | ||
+ | * Разумный | ||
+ | * Опирается на интеллект | ||
+ | | | ||
+ | |||
+ | |||
+ | * Опытный | ||
+ | * Чувственный | ||
+ | * Ощущающий | ||
+ | * Опирается на интуицию | ||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | Рационализм представляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. | ||
+ | |||
+ | «Мыслю - следовательно существую» - доказывает Р. Декарт. «Крылата мысль!» - восхищенно восклицает К.Рерих. | ||
+ | Разумность самой действительности и разумность научного познания действительности Гегель понимал как взаимно обусловливающие друг друга: «кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга». | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} |
Версия 18:16, 3 мая 2012
Рациональность – характеристика познания, в котором операции анализа и синтеза в мыслительном процессе осознаваемы, подчинены определенной логике.
В философии и психологии существует множество определений рациональности, иногда очень далеких по своему содержанию: <ref Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. - М., 2003/>:
«Рациональность - волнующая загадка. Удивительный факт: хотя без обсуждения этой темы не обходится практически ни одно современное философско-методологическое исследование, хотя споры вокруг проблемы рациональности не утихают и становятся все более острыми, хотя массив литературы, прямо или косвенно посвященной этой теме, увеличивается лавинообразно, нет ни общепринятого определения понятия "рациональность", ни согласия в том, что считать проблемой, связанной с этим понятием».
Содержание
Рациональная функция
Четыре основных функции души выделял уже Пифагор: две из них (мышление и чувство, которое создает мнение) рациональны и две (ощущение и наитие) иррациональны. <ref Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.284-285/>:
«Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию. Мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение. Чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение. Чувственное ощущение сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать, что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. Наитие помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, которые не даны в ощущениях, которые не даны в ощущениях, с помощью внутреннего восприятия и безмерного бессознательного. Оно позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт».
Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях К. Юнг. В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает разные свойства.
Доминирующая рациональная функция | Подчиненная рациональная функция |
---|---|
|
|
Рациональный
Рациональный - тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой, чем чувственное познание в своей познавательной сфере. Карл Юнг подчеркивает проблему предвзятости в оценке качества познания . <ref К.Юнг. Психологические типы. М., 1995, с.349 />:
Иррациональный часто рассматривает рационального «как нечто полуживое, единственная цель жизни которого состоит в том, чтобы наложить цепи разума на все живое и стянуть ему шею суждением» (. Рациональный рассматривает иррационала как «рационала низшего качества» (там же).
Философы часто исследуют движение своих мыслей, описывают их развертывание. Здесь существуют принципиальные различия для типов с доминантной рациональностью или иррациональностью.
При подготовке своего главного труда - «Капитала» - К. Маркс (рациональный тип) специально рассматривал методологические вопросы человеческого познания.
«Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» (с.727).
Многозначность понятий «рациональное» и «иррациональное» вносит путаницу в тесты и опросники, служащие для диагностики этих психических свойств.
Рациональный и иррациональный в терминах социоников
Рациональный | Иррациональный |
---|---|
|
|
Направленность рациональной функции
Нагибина Н.Л. выделяет два полюса рациональности по направленности (1995). Выполняя операции анализа и синтеза на сознательном уровне, человек в качестве основной точки отсчета использует:
- А) собственное Я, ставя его во главу угла, а все остальное имеет или не имеет отношение к Я;
- Б) объективную реальность и законы объективного мира.
Первый полюс по описанию психологических характеристик во многом совпадает с рациональной эмоцией по К.Юнгу, второй – с мышлением по К.Юнгу.
Рациональность как синтетическая характеристика
Рациональность и иррациональность является синтетической характеристикой познавательной сферы личности, проявляющейся в частных, конкретных, простых особенностях познания, фиксируемых в исходных типах познавательной деятельности. Рациональность чаще наблюдается у поленезависимых, аналитиков, дедуктивных, линейных, мыслительных. К рационалам можно отнести тип узкомыслящие и догматичные, стремящиеся к упорядоченной структуре.
Типология И.П.Павлова
В психологической и педагогической литературе очень распространена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем.
Дихотомическая схема Э.А. Голубевой
Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему:
«Художники» (преобладание первой сигнальной системы) | «Мыслители» (преобладание второй сигнальной системы) |
---|
Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции | Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции |
---|
Преобладание памяти-запечатления | Преобладание памяти-перекодирования |
---|
Преобладание невербальных способностей | Преобладание вербальных способностей |
---|
Преобладание непроизвольной сферы | Преобладание произвольной сферы |
---|
Рационализм
Рационализм - направление в гносеологии, согласно которому разум является главной формой познания.
Рациональный | Иррациональный |
---|---|
|
|
Рационализм представляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.
«Мыслю - следовательно существую» - доказывает Р. Декарт. «Крылата мысль!» - восхищенно восклицает К.Рерих. Разумность самой действительности и разумность научного познания действительности Гегель понимал как взаимно обусловливающие друг друга: «кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга».