Рациональность

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Рациональность – характеристика познания, в котором операции анализа и синтеза в мыслительном процессе осознаваемы, подчинены определенной логике.

В философии и психологии существует множество определений рациональности, иногда очень далеких по своему содержанию: <ref Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. - М., 2003/>:

«Рациональность - волнующая загадка. Удивительный факт: хотя без обсуждения этой темы не обходится практически ни одно современное философско-методологическое исследование, хотя споры вокруг проблемы рациональности не утихают и становятся все более острыми, хотя массив литературы, прямо или косвенно посвященной этой теме, увеличивается лавинообразно, нет ни общепринятого определения понятия "рациональность", ни согласия в том, что считать проблемой, связанной с этим понятием».

Рациональная функция

Четыре основных функции души выделял уже Пифагор: две из них (мышление и чувство, которое создает мнение) рациональны и две (ощущение и наитие) иррациональны. <ref Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.284-285/>:

«Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию. Мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение. Чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение. Чувственное ощущение сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать, что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. Наитие помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, которые не даны в ощущениях, которые не даны в ощущениях, с помощью внутреннего восприятия и безмерного бессознательного. Оно позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт».

Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях К. Юнг. В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает разные свойства.

Таблица. Рациональная функция (доминирующая и подчиненная). По описаниям К.Юнга
Доминирующая рациональная функция Подчиненная рациональная функция
  • Абсолютная сила суждения
  • Творческая сила мышления
  • «Победоносная вера в метод»
  • Мышление - канал, в котором главным образом протекает его жизненная энергия
  • Мышление гармонизует состояние, приспосабливая его к требуемой обществом обстановке или этической оценке
  • Направление и движение мыслей
  • Мысль конструктивна
  • Интеллектуальная формула
  • Суждения предикативны
  • Восприятие имеет характер «выведенности, произведенности»
  • Мышление просто повторяет данные интуиции или сенсорики, «оно тащится на буксире других функций»
  • Мысль деструктивна
  • Негативное мышление
  • Обесценивание предмета суждения, сведение его к известной банальности
  • Мышление бедно доказующей и творческой энергией
  • Мышление разрушает превосходство прикованных к объекту эмоций
  • «Ложное мудрствование»
  • «Крепок задним умом»

Рациональный

Рациональный - тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой, чем чувственное познание в своей познавательной сфере. Карл Юнг подчеркивает проблему предвзятости в оценке качества познания . <ref К.Юнг. Психологические типы. М., 1995, с.349 />:

Иррациональный часто рассматривает рационального «как нечто полуживое, единственная цель жизни которого состоит в том, чтобы наложить цепи разума на все живое и стянуть ему шею суждением» (. Рациональный рассматривает иррационала как «рационала низшего качества» (там же).

Философы часто исследуют движение своих мыслей, описывают их развертывание. Здесь существуют принципиальные различия для типов с доминантной рациональностью или иррациональностью.

При подготовке своего главного труда - «Капитала» - К. Маркс (рациональный тип) специально рассматривал методологические вопросы человеческого познания.

«Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути полное представление испаряется до степени абстрактного определения, на втором пути абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» (с.727).

Многозначность понятий «рациональное» и «иррациональное» вносит путаницу в тесты и опросники, служащие для диагностики этих психических свойств.


Рациональный и иррациональный в терминах социоников

Таблица. Рациональный и иррациональный в терминах социоников <ref Прокофьева Т.Н. Соционика. алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М., «Гном-Пресс», 1999, с. 88/>:
Рациональный Иррациональный
  • Систематический
  • Планомерный
  • Последовательно
  • Решение
  • Пунктуальный
  • Постоянный
  • Аккуратность
  • Осторожность
  • Закономерность
  • импульсный
  • параллельно
  • спонтанный
  • возможности
  • гибкий
  • динамичный
  • непринужденность
  • безмятежность
  • случайность

Направленность рациональной функции

Нагибина Н.Л. выделяет два полюса рациональности по направленности (1995). Выполняя операции анализа и синтеза на сознательном уровне, человек в качестве основной точки отсчета использует:

  • А) собственное Я, ставя его во главу угла, а все остальное имеет или не имеет отношение к Я;
  • Б) объективную реальность и законы объективного мира.

Первый полюс по описанию психологических характеристик во многом совпадает с рациональной эмоцией по К.Юнгу, второй – с мышлением по К.Юнгу.

Рациональность как синтетическая характеристика

Рациональность и иррациональность является синтетической характеристикой познавательной сферы личности, проявляющейся в частных, конкретных, простых особенностях познания, фиксируемых в исходных типах познавательной деятельности. Рациональность чаще наблюдается у поленезависимых, аналитиков, дедуктивных, линейных, мыслительных. К рационалам можно отнести тип узкомыслящие и догматичные, стремящиеся к упорядоченной структуре.

Типология И.П.Павлова

В психологической и педагогической литературе очень распространена типология, предложенная И.П. Павловым. В зависимости от взаимодействия двух сигнальных систем Павлов различал три «специально человеческих» типа: с относительным преобладанием первой сигнальной системы – художественный тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – мыслительный тип и средний тип, который образуется при относительной уравновешенности обеих сигнальных систем.


Дихотомическая схема Э.А. Голубевой

Обсуждая вопрос склонностей и способностей, Э.А. Голубева дает следующую дихотомическую схему:


Соотношение сигнальных систем
«Художники» (преобладание первой сигнальной системы) «Мыслители» (преобладание второй сигнальной системы)


Ориентировочный рефлекс
Менее выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более медленное угашение ориентировочной реакции Более выраженная ориентировочная реакция на первый стимул; более быстрое угашение ориентировочной реакции


Память
Преобладание памяти-запечатления Преобладание памяти-перекодирования


Интеллект
Преобладание невербальных способностей Преобладание вербальных способностей


Соотношение непроизвольной и произвольной сфер
Преобладание непроизвольной сферы Преобладание произвольной сферы

Рационализм

Рационализм - направление в гносеологии, согласно которому разум является главной формой познания.

Таблица. Рационализм и иррационализм в терминах философских словарей
Рациональный Иррациональный


  • Абстрактный
  • Логический
  • Разумный
  • Опирается на интеллект


  • Опытный
  • Чувственный
  • Ощущающий
  • Опирается на интуицию

Рационализм представляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.

«Мыслю - следовательно существую» - доказывает Р. Декарт. «Крылата мысль!» - восхищенно восклицает К.Рерих. Разумность самой действительности и разумность научного познания действительности Гегель понимал как взаимно обусловливающие друг друга: «кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обусловливают друг друга».

Примечания

Шаблон:Примечания