http://www.psycosmology.org/ept/index.php?title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B&feed=atom&limit=50&offset=&namespace=0&username=&tagfilter=&size-mode=max&size=0EPT - Новые страницы [ru]2024-03-29T13:20:38ZМатериал из EPTMediaWiki 1.34.1http://www.psycosmology.org/ept/index.php/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%22%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_XXI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%22Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"2022-04-25T07:26:22Z<p>Nagibina: </p>
<hr />
<div>Книга – плод совместного сотрудничества трех научных школ, с разных сторон разрабатывающих проблемы индивидуального подхода в образовании и воспитании человека как субъекта жизнетворчества. Она продолжает серию монографий под эгидой ЮНЕСКО международного коллектива ученых и практиков. Первая книга «New Directions in Researches of Typology and Styles of Self-realization of Personality» вышла в 2018 году на английском языке. Авторы – ведущие ученые и педагоги, хорошо понимающие проблемы современной психологической и педагогической науки и практики, предлагающие новые интегративные подходы к изучению человека, его жизни и творческого развития. Глубина и широта содержания книги сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Многочисленные модели позволяют выделить основное в представлении современной сложной психологической и педагогической реальности. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии. Благодаря этой книге читатель получает доступ к колоссальным теоретическим, фактическим и прикладным ресурсам, накопленным авторами. Практические приемы проверены на больших выборках, а их надежность и продуктивность подтверждена многократно. Для студентов-психологов, преподавателей, исследователей, практических психологов и психотерапевтов, организаторов и руководителей в сфере образования и воспитания человека.<br />
<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО монография.png|thumb|350px|right|Монография "Развитие жизнетворчества поликультурной личности XXI века"]]<br />
<br />
== История создания ==<br />
<br />
В 2018 году международный творческий коллектив в составе Ильясова И.И., Намазбаевой Ж.И. и Нагибиной Н.Л. поставил перед собой задачу - проанализировать существующее состояние науки и практики в психологии и смежных с ней науках - педагогике, дефектологии, физиологии - наметить пути дальнейшего развития. <br />
Каждый автор выступил как представитель своей научной школы, со своими наработками, со своими представлениями о построениями новой науки и практики в XXI века. Их объединила вера в психологию как науку и практику и ее значение для человека и общества, огромный творческий энтузиазм, а также глубочайший профессионализм и широкая эрудиция.<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕЕСКО НАМАЗБАЕВА.png|250px|thumb|left|Намазбаева Жамиля Идрисовна]]<br />
<br />
Инициатором написания книги и ее духовным организатором стала Намазбаева Жамиля Идрисовна. Весь ее творческий путь был связан с проблемами воспитания нового человека, способного преодолевать проблемы в развитии и коммуникациях, ставить цели самореализации и жизнесозидания. <br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО ИЛЬЯСОВ.png|250px|thumb|left|Ильясов Илья Имранович]]<br />
<br />
Эту идею поддержал Ильясов Илья Имранович. Огромный опыт в систематизации отечественных и зарубежных теорий обучения и воспитания человека обобщен во второй главе коллективной монографии.<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО НАГИБИНА.png|250px|thumb|left|Нагибина Наталия Львовна]]<br />
<br />
В монографии была предпринята попытка объединить все лучшие наработки восточной, западной, а также российской и советской науки, построить новую системную концепцию, которая получила название Псикосмология.<br />
Нагибина Наталия Львовна, при поддержке Ильясова И.И. и Намазбаевой Ж.И., а также своих соратников и учеников, развернуто представила основы новой системной дифференциальной психологии.<br />
<br />
<br />
== Введение ==<br />
<br />
== МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ==<br />
<br />
Глава 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ <br />
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ <br />
(Намазбаева Ж.И.)<br />
<br />
Глава 2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ <br />
ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ <br />
ВОСПИТАНИИ (Ильясов И.И.)<br />
<br />
Глава 3. СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И <br />
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩЕЕ, ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ, <br />
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Нагибина Н.Л.)<br />
<br />
"Психология индивидуальных различий на Востоке всегда имела свой <br />
уникальный почерк – она шла от целого к частному, от единого корня. От земной <br />
и небесной сути через их взаимодействие рождались варианты типов, каждый <br />
из них имел что-то от земли и от неба. Символ единства противоположностей <br />
«Инь-ян» стал эмблемой сути восточной философии. Теория психической <br />
энергии чакр в символической форме зафиксировала факт индивидуальных <br />
различий. Астро-музыкальные системы Древнего Востока весь космос с его <br />
законами и упорядоченностью переносили на человека в социуме. Энергии <br />
вибраций телесных органов соответствовали звуковым и световым вибрациям. <br />
Они стали некими символами соответствий (коррелятов) души и тела и <br />
зафиксированы философами и врачами в виде обозначений, соответствующих <br />
чакр (энергетических сгустков). <br />
Акцент на неосознаваемом, на работе всего организма как единой системы <br />
связи человека с миром, привел ученых Древнего Востока к исследованию <br />
вегетативной (периферической) нервной системы и ее функционированию. <br />
Человек во взаимодействии с миром скорее ощущал и переживал, чем <br />
размышлял" (с. 47).<br />
<br />
"В западной культуре человек подавлял интуицию, старался жить рассудком, <br />
дедуктивными выводами. Роль сознания была возвышена до его абсолютизации. <br />
Бессознательное называлось иррациональным, наделялось негативными <br />
качествами. В связи с этим абсолютизировалась роль центральной нервной <br />
системы и ее вершины – больших полушарий мозга с его серым веществом <br />
и многочисленными извилинами. По количеству исследований мозговая <br />
деятельность человека во взаимодействии со средой и ее стимулами составила <br />
абсолютное большинство. Периферическая нервная система изучалась, к <br />
сожалению, в основном с анатомической, а не с функциональной стороны.<br />
Возник разрыв, и даже глубокая пропасть между западными и восточными <br />
исследованиями психики и ее функционирования. Этот разрыв лишь в последнее <br />
время начинает потихоньку преодолеваться" (с.51)<br />
<br />
Советские ученые - Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, А.Р. Лурия - в поиске физиологических оснований и коррелятом устойчивых взаимодействий "организм-среда" приходят к выводам о существовании иерархии центров переработки информации в организме человека и устойчивых "доминантах".<br />
"Типологическая установка определяется согласованной работой трех <br />
подсистем в работе единой нервной системы - центральной и периферической" (с. 53).<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО 54.png|350px|thumb|left|Страница 54]]<br />
<br />
"Сравнивая область распространения симпатической и парасимпатической <br />
иннервации, можно, во-первых, обнаружить преобладающее значение одного <br />
какого-либо вегетативного отдела. Мочевой пузырь, например, получает в <br />
основном парасимпатическую иннервацию, и перерезка симпатических нервов <br />
не изменяет существенно его функции; только симпатическую иннервацию <br />
получают потовые железы, волосковые мышцы кожи, селезенка, надпочечники. <br />
Во-вторых, в органах с двойной вегетативной иннервацией наблюдается <br />
взаимодействие симпатических и парасимпатических нервов в форме <br />
определенного антагонизма. Так, раздражение симпатических нервов вызывает <br />
расширение зрачка, сужение сосудов, ускорение сердечных сокращений, <br />
торможение перистальтики кишечника; раздражение парасимпатических нервов <br />
приводит к сужению зрачка, расширению сосудов, замедлению сердцебиения, <br />
усилению перистальтики" (с.55).<br />
<br />
Автор делает вывод: "Таким образом, как минимум три подсистемы регулируют психическую <br />
организацию человека: периферичекая нервная система с ее подразделением <br />
на симпатическую и парасимпатическую, функциональная асимметрия «лоб�затылок» и функциональная асимметрия «право-левополушарность»" (с.58).<br />
<br />
Человеку даны два варианта познания – рациональное <br />
(осознаваемое, контролируемое) и иррациональное (неосознаваемое, <br />
неконтролируемое.<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО 65.png|350px|thumb|right|Страница 65]]<br />
<br />
"Подводя итог эмпирическим фактам, можно сделать следующие выводы:<br />
1. Человек обрабатывает информацию как на сознательном, так и на <br />
неосознаваемом уровнях.<br />
2. Сознательный анализ и синтез (рациональное познание) направляется <br />
субъектной или объектной логикой, возможно и гармоничное взаимодействие <br />
субъектной и объектной стратегии в познании.<br />
3. Неосознаваемый анализ и синтез (иррациональное познание) имеет <br />
разные уровни обработки информации, которые анатомически соответствуют <br />
чакрам (энергетическим центрам), доминировать может каждый из этих <br />
уровней.<br />
4. Устойчивая диспозиция рационального и иррационального познания <br />
позволяет говорить о психологическом типе с преобладающим набором <br />
познавательных стратегий" (с.67).<br />
<br />
"Два устройства по переработке информации всегда выдают свой результат <br />
о взаимодействии человека с миром. При этом фокус внимания направлен <br />
и у ПНС (периферической нервной системы) и у ЦНС (центральной нервной системы) либо на внутреннюю среду (Я), либо на внешнюю (Мир). Их <br />
ответы на стимул могут совпадать, могут совпадать частично, могут не <br />
совпадать. Вероятность совпадения этих ответов возрастает, если оба прибора <br />
функционируют правильно и адекватно отражают состояние среды и организма. <br />
Однако, как показали врачи-психоаналитики, бессознательное может «устраивать <br />
диверсии» в психической организации, искажая реальность состояния среды и <br />
организма, направляя сознание по ложному пути. <br />
Интенсивность (значимость) ответа от ПНС и ЦНС для каждого типа, <br />
обозначенного одной буквой, не равноценна: перевешивает либо одна, либо <br />
другая.<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО 68.png|350px|thumb|right|Страница 68]]<br />
<br />
Для четырех типов (они обозначены двумя буквами) нет перевеса <br />
интенсивности (значимости) периферической и центральной нервной системы. <br />
Решение всякий раз должен брать на себя либо Мир, либо Я. Результат часто <br />
непредсказуем даже для самого решающего.<br />
Таким образом, можно вычислить акценты работы НС для каждого типа.<br />
Например. Для типа G - доминанта верхнего узла парасимпатической <br />
НС, второго блока мозга по Лурия, доминанта правого полушария мозга. На <br />
психологическом уровне – доминирование неосознаваемых процессов в познании <br />
(интуиции), которая направлена на исследование среды и ее возможностей <br />
(объектцентрированность интуиции), при этом субъектцентрированная позиция <br />
сознания" (с.67-68).<br />
<br />
<br />
== ПСИКОСМОЛОГИЯ – НОВАЯ ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ ==<br />
<br />
<br />
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИКИ <br />
«ПСИКОСМОЛОГИЯ»<br />
<br />
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЗАДАТКОВ И ВОСПИТАНИЯ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ В <br />
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ УСТАНОВКЕ ЧЕЛОВЕКА<br />
<br />
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ СИМВОЛОВ ЛЮДЕЙ С <br />
РАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ОСНОВОЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ (НА <br />
ПРИМЕРЕ РУССКИХ И НЕМЦЕВ)<br />
<br />
Глава 4. ОБРАЗ-Я В СОСТОЯНИИ СЧАСТЬЯ<br />
<br />
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО ТИП А.png|350px|thumb|left|ТИП А]]<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО ТИП А2.png|350px|thumb|right|ТИП А]]<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
== ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ==<br />
<br />
<br />
Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ <br />
ЛИЧНОСТИ В XXI ВЕКЕ<br />
<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО НАМАЗБАЕВА 1.png|350px|thumb|left|Трехкомпонентная модель развития психологического здоровья учащейся молодежи]]<br />
<br />
[[Файл:ЮНЕСКО 170.png|350px|thumb|right|Комплексная модель инновационных психотехнологий развития личности]]<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
Глава 2. МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА <br />
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ<br />
<br />
Глава 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА <br />
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ<br />
<br />
<br />
== ТРЕНИНГИ И МЕТОДТЧЕСИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ == <br />
<br />
<br />
Глава 1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОГО ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ<br />
<br />
Глава 2. СТРУКТУРА ТРЕНИНГА<br />
<br />
Глава 3. МЕТОДЫ, МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ, РАЗРАБОТАННЫЕ <br />
СОТРУДНИКАМИ НИИ ПСИХОЛОГИИ КАЗНПУ ИМ. АБАЯ<br />
<br />
Глава 4. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ НА КУРСАХ ИПК КАЗНПУ ИМ. АБАЯ<br />
<br />
Глава 5. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ: «ДИНАМИКА <br />
ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ»<br />
<br />
== Книга для свободного чтения и скачивания ==<br />
<br />
[https://istina.msu.ru/publications/book/338983434// наукометрическая база данных МГУ им. М.В. Ломоносова]</div>Nagibina