Псикосмология: различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Строка 220: Строка 220:
  
 
== Личность в псикосмологии =
 
== Личность в псикосмологии =
[[Image:Я в  псикосмологии.jpg|thumb|180px|left|Уровни психики, их свойства и направленность психической энергии для каждого уровня.]]
+
[[Image:Я в  псикосмологии.jpg|thumb|280px|left|Уровни психики, их свойства и направленность психической энергии для каждого уровня.]]
  
 
Личность в модели "Псикосмология" представляет собой надстройку над базовыми чертами (имеющими обычно характер нормального распределения) и типологическими (уровень типологических характеристик, системное ядро между общим и личностным уровнем, которое соотносимо с тем, что у К.Юнга называется "самостью").  
 
Личность в модели "Псикосмология" представляет собой надстройку над базовыми чертами (имеющими обычно характер нормального распределения) и типологическими (уровень типологических характеристик, системное ядро между общим и личностным уровнем, которое соотносимо с тем, что у К.Юнга называется "самостью").  

Версия 18:57, 7 августа 2010

Псикосмология (греч. ψυχή — душа; греч. Κόσμος — «упорядоченное», «красивое» — строение, вселенная, мироздание, греч. λόγος — «мысль») — система психологических типов. Основанием классификации типов в псикосмологии является соотношение рациональности и иррациональности в познании человека и направленности рационального и иррационального познания на Мир или на Я.

Main circle.png

Содержание

Статус псикосмологии

С момента своего возникновения, псикосмология рассматривалась в двух различных контекстах: как наука, ставящая своей целью изучение человеческой психики, и как практика, ориентированная на создание условий для максимальной реализации человека с учетом его предпочитаемого типа познания, а также предназначенная для регулирования человеческих отношений. Данные контексты, по существу, дополняют друг друга: для определения особенностей проявления психотипа в стиле деятельности и общения важна методологическая и диагностическая проработанность типологии. Название «Псикосмология» было введено автором системы Н. Л. Нагибиной в 2007 году (до этого «Система типов Нагибиной», «Типология Юнга-Нагибиной») для обозначения онтологического статуса типологии. Традиционно предметом исследования в космологии была Вселенная и ее устройство на всех уровнях (духовном и физическом). В последнее время акцент в космологических исследованиях сместился в сторону физического мира, и еще более узко в сторону происхождения Вселенной. Духовный аспект был исключен из космологии. Между тем, нарушилась главная идея космологии — единство мироздания и его целостность, объединяющая духовный мир и физический. Псикосмология ставит акцент на духовной составляющей существующего мира, являющегося равноправной частью Вселенной.


Статус псикосмологии как науки

На данный момент псикосмология является научно принятой эмпирической классификацией: она опирается на факты, статистический анализ распределения признака и связей психологических характеристик, их эмпирическую надежность и валидность. Псикосмология как эмпирическая классификация успешно прошла апробацию в лаборатории системных исследований психики и лаборатории личности Института психологии РАН (25.12.2000), диссертационном совете факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (22.11.2002), диссертационном совете Московского гуманитарного университета (2006 — защита четырех диссертаций на основе псикосмологии) и других экспертных советах и комиссиях. Изучение обыденного познания, где наблюдение за стилем деятельности с помощью специально разработанных методов и методик позволяют увидеть и описать факты и их закономерности, составляют суть данной эмпирической классификации. Большое внимание в исследованиях уделяется экологической валидности исследований. В связи с этим, на первый план выходят такие виды эмпирических исследований как — эксперимент, на который ссылаются, естественный эксперимент, структурированное наблюдение и т.п.


Статус псикосмологии как практики

Псикосмология предполагает своей целью использование знания о предпочитаемом стиле деятельности и особенностях общения, по возможности всеми людьми, для оптимизации человеческих отношений и совместной деятельности. В настоящее время псикосмология используется в педагогической практике, особенно в творческих профессиях, на ряде предприятий в качестве оптимизации работы персонала, в психотерапевтической и консультативной практике.


Психологический тип

Психологический тип (в псикосмологии) — это тип психики человека, который определяется соотношением и направленностью осознаваемого (рационального) и неосознаваемого (иррационального) познания человека. Психотип определяет доминирующие в психике способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны.

Всего в псикосмологии рассматривается 12 типов, различающихся соотношением и направленностью осознаваемого и неосознаваемого познания.


Модель системы психологических типов (псикосмология)

Основательница псикосмологии Наталия Нагибина разработала модель системы психологических типов и основные положения системы, которые окончательно после ряда промежуточных гипотез оформились к 1999 году в стройную и согласованную эмпирическую системную классификацию.

«До сих пор, большинством ученых не осознан тот факт, что существует подчиненность психологических характеристик законам и отношениям более высокого порядка. То есть, каждый человек представляет собой не комбинаторно-случайный набор психологических черт и особенностей, а достаточно фиксированные и заданные „целостности“, „зерна“, „смысловые узлы“, содержащие в себе все свойства конкретного психологического типа», — считает Наталия Нагибина.


Основные положения системы

Основные положения системы:

1. Соотношение рационального и иррационального компонентов в структуре индивидуальности достаточно стабильно;

2. Рациональное (осознаваемое) познание как и иррациональное (неосознаваемое) познание имеют два полюса — направленность на мир (объектцентрированность) и направленность на Я (субъектцентрированность).

3. Центр модели системы представляет собой единичную окружность с рациональной и иррациональной осями. Каждый человек занимает определенную позицию на окружности. Позиция определяется соотношением и направленностью рационального и иррационального компонентов в структуре индивидуальности.

4. Позиция на окружности определяет качественные особенности когнитивных составляющих (восприятия, памяти, мышления), а также иерархию ценностно-мотивационных характеристик человека.

5. Вариации в поведенческих характеристиках представителей одного типа зависят от

• динамических и анатомических характеристик психофизиологического типа (тип ВНД, патологии, увечья и т. д.) • социальных характеристик (национальность, социальный статус и т. д.) • особенностей воспитания и личной судьбы • интеллектуального и творческого потенциала

6. Каждый человек имеет в потенциале все возможные положения на окружности. Иерархическая структура этих положений соответствует правилу матрешки — проявляется как система целостных личностей.

7. Положение на окружности (психологический тип) может быть установлено путем рефлексии и проявления в ситуациях взаимодействия (с объектами и субъектами).

8. Модель системы представляет собой многомерное пространство, в котором через окружность с 12 базовыми типами проходят кривые распределений (личностных, темпераментальных, интеллектуальных характеристик).


Псикосмология — система психологических типов

Система типов в качестве основания для классификации использует соотношение рационального и иррационального компонентов в познании. Рациональность понимается авторами системы как осознаваемые операции синтеза и анализа в познании. Иррациональность — как неосознаваемый синтез и анализ. При этом, в качестве гипотезы о материальном субстрате, который является местом переработки информации авторы псикосмологии используют доминантность полушарий (для рационального познания) и доминантность узлов симпатической нервной системы (для иррационального познания).

Презентация 1.Псикосмология — система психологических типов


Псикосмология в контексте общего, типологического и индивидуального

Среди психологических характеристик есть общие для всех людей, которые указывают на видовую принадлежность homo sapiens, есть типологические — характерные для групп и есть индивидуальные — отличающие конкретного человека от всех остальных людей. На данный момент развития психологии существует огромное количество классификаций (типологий) по самым разным основаниям. Большинство типологий разработаны психотерапевтами и имеют клинический характер. Псикосмология — типология людей в рамках нормы. Авторам псикосмологии удалось найти непротиворечивое объединение в системе общих, типологических и индивидуальных характеристик. Что является большой редкостью в психологической науке.

Презентация 2.Псикосмология в контексте общего, типологического и индивидуального


Процедура определения типа

Процедура определения типа может различаться от степени сформированности навыков диагноста и включать в себя от 1 до трех шагов. Три шага включают в себя:

• определение соотношения рационального и иррационального компонентов в познании;

• определение направленности иррационального познания;

• определение направленности рационального познания;

Презентация 3.Процедура определения типа


При ориентировке на ключевые слова для каждого квадранта системы и каждого типа в конкретном квадранте процедура включает в себя 2 шага:

• определение квадранта

• определение соотношения рациональности/иррациональности

При ориентировке на сформированные эталоны для каждого типа — определение происходит в один шаг.


Восприятие в системе типов

Восприятие в системе типов

Восприятие является очень важной характеристикой в диагностике соотношения рациональности и иррациональности в познании. Восприятие людей с доминирующей иррациональной функцией отличает непосредственность, впитывание информации подобно губке (без рационального фильтра). Восприятие людей с доминирующей рациональной функцией опосредовано мыслительными операциями (сличене с эталонами памяти (Neisser) или с гармоничностью к ситуации (James)), которые являются своего рода фильтром. Кроме этого, восприятие может быть субъекцентрированным (направленным главным образом на свои ощущения) или объектцентрированным (направленным главным образом на интуитивное схватывание сути какого-то действа, человека, явления).

Память в системе типов

Анри Бергсоном были выделены и описаны два вида памяти — память тела и память духа. Кроме того, выделяют непосредственную / опосредованную память. Память может играть различную роль в процессах познания. Наконец, память различается по охвату пространственно-временного контекста. Все эти различения учтены в псикосмологии и составляют особенности памяти для каждого типа.

Схема 2.Память в системе типов


Мышление в системе типов

Исследуя эмпирически мышление людей в разных типах, авторы псикосмологии выделяют в качестве основных различений субъектную и объектную логику, а также доминирование дедукции или индукции в актах мышления. Важным для различения авторы считают ролевую позицию человека в ситуации.

Схема 3.Мышление в системе типов


Психологические типы: особенности познания и ценности

Исследуя различными методами особенности познания и ценностно-мотивационной сферы, авторы псикосмологии наполняют каждый из 12 психологических типов характерными особенностями познания и жизненных смыслов, которые наиболее связаны с конкретным типом.

Схема 4.Психологические типы: особенности познания и ценности


Истоки псикосмологии

Космологии древних цивилизаций

Космология

КОСМОЛОГИЯ (греч. — учение о мире) — философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов, китайские, индийские и японские космологии, космология цивилизации Майя и др.). Если рассматривать все живописные и графические работы художников античности, древнего востока или средних веков, то видно, что космология — это что-то сродни философии, где человек есть часть природы, часть Вселенной. При этом, очень часто встречается мифологема древа жизни — окружность, разделяемая на четыре квадранта. В каждом квадранте по три варианта личности. Само «Древо Мировое» отделяет мир космический от мира хаоса, в его структуру входят символы единства, которые упорядочивают космический мир. ТРОИЧНОСТЬ — как образ абсолютного совершенства, любого динамического процесса, вертикальная ось, где есть низ, середина и верх, предполагает возникновение — развитие — завершение; ЧЕТВЕРИЧНОСТЬ — как образ идеи статической целостности, четырех сторон света, четырех времен года и т. д.; СЕМИРИЧНОСТЬ — как сумма двух предыдущих констант и образ синтеза статического и динамического; ДВЕНАДЦАТИРИЧНОСТЬ — как образ полноты и завершенности, статическая целостность, умноженная на абсолютное совершенство. Древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевленности материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) : весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи"). Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя"). Философ учил: "По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос".

Термин "Логос", введенный Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностей понимания афоризмов философа современники называли Гераклита "темным".

Идея развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Рудольф Штайнер

Будучи подобием вселенной, человек — один из элементов космологической схемы. «Космология некогда показывала человеку, каким образом он является членом Вселенной. Для этого было необходимо, чтобы не только его тело, но также и его душа и дух могли рассматриваться как члены космоса. Это происходило благодаря тому, что в космосе видели нечто душевное и духовное. В наше время космология стала только надстройкой над тем, что естествознание познает посредством математики, наблюдения и опытов. То, что исследуется таким путем, обобщается затем в образе космического становления. Из этого образа можно понять физическое тело человека. Но уже эфирное тело остается непонятным, и в еще большей степени — душевное и духовное в человеке. Эфирное тело может быть познано только как член космоса, и только при условии прозрения в эфирное существо космоса. Но это эфирное космоса может дать человеку только эфирную организацию. В душе же есть внутренняя жизнь. И необходимо прозревать также внутреннюю жизнь космоса. Древняя космология была прозрением внутренней жизни космоса. Этим прозрением в космос включалось также и душевное существо человека, выходящее за пределы эфирного. Но современной духовной жизни недостает созерцания реальности душевно-внутренней жизни» (Рудольф Штайнер. Космология).


А.Ф.Лосев

«Интересно, что даже идеалисты и те с умилением посматривали на звездное небо, на чувственный космос. Платон (или его ученик Филипп Опунтский) утверждает: самое главное для человеческой души — подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа. Но вот другое поразительное место. В „Тимее“ Платона, где рисуется космология, мастер-демиург создает космос из материи по типу разумного, одушевленного и живого, то есть явно человеческого существа: телесным, а потому видимым и осязаемым — вот каким надлежало быть тому, что рождалось. И далее, когда необходимо было завершить космос так, чтобы он стал Всем, боги приступили к образованию трех родов опять-таки живых и телесных существ (на земле, в воздухе и в воде). Таким образом, космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях» (А. Ф. Лосев. Античная литература).

Типологии, основанием которых является соотношение рационального и иррационального познания в психике человека

Четыре основных функции души выделял уже Пифагор: две из них — мышление и мнение — рациональны, две — ощущение и наитие — иррациональны. Повторил эту классификацию в своих эмпирических исследованиях Карл Юнг. В его учении функция может быть доминирующей и подчиненной, тогда она приобретает разные свойства. Равносильное или одинаковое соотношение обоих видов познания считается

Карл Юнг

невозможным. Если же такие типы возможны, то они по определению ущербны.


«Абсолютное преимущество эмпирически присуще всегда только одной функции, ибо столь же самостоятельное вмешательство другой функции необходимо привело бы к другому ориентированию, которое хотя бы отчасти противоречило первому», — писал Юнг в монографии «Психологические типы». «Равномерная сознательность и бессознательность функции — есть признак примитивного состояния духа» (К.Юнг).


Общеизвестные неоюнгианские типологии (соционика, типоведение) строятся, исходя из рассмотрения того, что в каждом конкретном человеке доминирует один из двух способов познания: либо рациональный, либо иррациональный. Второй способ познания присутствует, но он является подчиненным.

Картина Карла Юнга

Другим аспектом неполноты имеющихся типологий является отсутствие описаний связей между типами познавательных особенностей человека (его рациональность, иррациональностью и др.) и содержанием его ценностно-мотивационной сферы. Это противоречит принципу интегральности и целостности психики человека и значительно снижает возможности типологической диагностики.


Псикосмология берет все лучшее в наработках юнгианской и постюнгианской школ и по возможности устраняет присущие этим школам недостатки. Нагибиной и ее учениками эмпирически доказано, что

• типы с равносильной рациональной и иррациональной функцией являются нормой, так как обычно составляют не менее половины от выборки. (Понятие норма и патология в психологии есть чисто статистические понятия);

• введение неоюнгианцами дихотомии экстраверт / интроверт не имеет под собой эмпирической базы в силу нормального характера распределения данной характеристики. То есть, большинство людей являются амбивертами и это является нормой. Ярко выраженная экстра- или интроверсия являются показателями отклонения от нормы, и скорее, патологией характера в своих крайних выражениях.


«Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию. Мышление сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение. Чувство определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение. Чувственное ощущение сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать, что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. Наитие помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, которые не даны в ощущениях, которые не даны в ощущениях, с помощью внутреннего восприятия и безмерного бессознательного. Оно позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт». — Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.284-285.

Пифагор

Философские системы, в которых мир представляет собой гармоническое целое, включает в себя физический и духовный мир

• Монадология Лейбница

• Немецкая классическая философия

• Фейербах, Кант, Гегель, Шеллинг


«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». — Иммануил Кант


«Здесь в сфере духа текут реки забвения, из которых пьет Психея, в них она погружает свою боль; здесь смягчаются, превращаясь в сновидения, мрачные призраки жизни и, озаренные светом, превращаются в очертания сияющей вечности». — Георг Вильгельм Фридрих Гегель


• Космизм


«Звездное небо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, в котором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить — на языке, понятном только ему, — вечно возрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух. И в созерцании вечной природы человек — как и всякое мыслящее существо — будет испытывать гордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии — местом и ролью мыслящего существа в системе мирового

Альберт Эйнштейн

взаимодействия».

— Ильенков Э.В.


«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве.» «Бог вычисляет дифференциалы эмпирически.» «Бог не играет в кости.» — Альберт Эйнштейн


• Интегральный подход (интегральная теория)

«Когда видишь, что все разумные существа являются выражением одной Самости, тогда относишься ко всем существам как к своей Самости. И это понимание — глубинный результат децентрического движения эволюции — является единственным источником подлинного сострадания, сострадания, которое не выдвигает на первый план самость (эгоцентрическое), или определённое общество (социоцентрическое), или человечество как вид (антропоцентрическое) и которое не пытается в одном лишь рассуждении действовать, как если бы все мы были едины (мироцентризм), но напрямую и непосредственно дышит общим воздухом и движет общей кровью Сердца и Тела, составляющего единое во всех существах». — Кен Уилбер

Место псикосмологии в системе наук о духе

Псикосмология в системе наук о духе относится к разделу философии, той ее части, которая объясняет мультипарадигмальность знания о мире и себе через особенности познания конкретных групп людей (типов). Это определяет место псикосмологии в качестве посредника между гносеологией и психологией.

«Учение о познании и учение о принципах относятся друг к другу аналогично тому, как в системе специальных наук генетические дисциплины относятся к систематическим. Напротив того, в философии нет области, соответствующей феноменологическим дисциплинам: вследствие всеобщего характера философии такая дисциплина невозможна. Однако, ее место заступает частная эмпирическая наука, доставляющая теории познания материал для ее исследований, — психология, которая, конечно, поскольку она вступает в более прямые отношения к философскому учению о познании, чем каждая из других наук, постольку приобретает исключительное положение среди них. Такое положение психологии по отношению к философии имеет свою причину в том, что каждый акт познания есть прежде всего эмпирически данный духовный процесс, который поэтому по своему фактическому характеру является перед судилищем психологии раньше, нежели он будет исследован самою теорией познания со стороны его значения для всеобщего процесса развития знания. Здесь поэтому мнение, рассматривающее психологию вообще, как основу философии, находит свое, конечно, очень ограниченное, оправдание» (Wundt. Über die Eintheilung der Wissenschaften, Philos).

= Личность в псикосмологии

Уровни психики, их свойства и направленность психической энергии для каждого уровня.

Личность в модели "Псикосмология" представляет собой надстройку над базовыми чертами (имеющими обычно характер нормального распределения) и типологическими (уровень типологических характеристик, системное ядро между общим и личностным уровнем, которое соотносимо с тем, что у К.Юнга называется "самостью").

Психологами последнего столетия с научной тщательностью описаны законы статистических распределений как психических черт, так и психологических типов. Наличие и жесткая устойчивость таких законов есть самое главное доказательство распространения космических законов в сфере духа и души, учения Вернадского о ноосфере и других философов-космистов.

Если черты и характеристики психики общего и типологического уровней отличаются устойчивостью, объективностью, пассивной энергией связей, направленной на устойчивость системы, то характеристики личностного уровня отличает гибкость, рефлексивность, это все свойства психики с приставкой "само...", они "дышат" энергией активности.

  • Когнитивный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками познавательной сферы (Самосознание, Самовосприятие, Я-реальное, Самопознание, Самокопание, Самоконтроль, Самонаблюдение, Самовнушение и т.п.)
  • Эмоциональный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками эмоционально-волевой сферы (Самоощущение, Самочувствие, Самообладание, Самоконтроль, Саморегуляция и т.п.).
  • Ценностный компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками ценностно-мотивационнойной сферы (Самопринятие, Я-идеальное, Свех-Я, Самоутверждение, Самоуважение, Самовоспитание, Самоопределение, Саморазвитие, Самоактуализация).
  • Поведенческий компонент составляют структуры и качества образа Я, связанные с характеристиками организации поведения (Самоподкрепление, Самоэффективность, Самоорганизация, Самопрезентация, Самостоятельность, Самодетерминация).

"Не менее важна для самосознания эсхатологическая перспектива, то есть учение о конечных судьбах мира и человека. Античный космос не имел внутреннего центра, не было его и в судьбе отдельного индивида. Для христианина такой центр существует – это бог, главная цель которого – спасение душ. И сам индивид не остается при этом нейтральным. "Что бы ни случилось с тобой – оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием", – писал Марк Аврелий. Христианству чужда подобная созерцательность. Убеждение, что в зависимости от божьего расположения и силы собственной веры он может стяжать вечное спасение или навеки погибнуть, не оставляет места спокойствию и невозмутимости. Индивид мечется между страхом и надеждой на чудо. Это делает его жизненную ситуацию и его "Я" внутренне конфликтными: человек должен высоко думать о себе, но не заноситься, он обретает радость в страдании, величие – в унижении". И.С.Кон. В поисках себя.

Методы исследования

Основные исследовательские методы:

• тесты (опросники с закрытыми вариантами выбора ответа)

• интервью (беседа, анкетирование)

• анализ невербального и вербального поведения

• проективные методы

• биографический метод

• психосемантические методы

• психоаналитические методы

• методы визуальной психодиагностики

Методы не являются взаимоисключающими и зачастую используются совместно.

Диагностические методики:

• Онлайн-тест определения типа (Нагибина, дизайн Нагибин, Васенин 2009)

• Методика ключевых слов «Открой свое Я» (Нагибина, дизайн Нагибин, Васенин 2008)

• Методика «Тело и душа» (Нагибина, Масленникова, 1995)

• Методика «Тест апперцепции символов» (Нагибина, Афанасьева, 2001)

• Методика «Субъективная стратегия развития» (Нагибина, Грекова, 2001).

• Методика «Музыкальная пиктограмма» (Нагибина, 1994).

• Личностная установка развития (Грекова, 2007)

• Профиль агрессивного поведения (Смирнова, 2006)

• Профиль отношения к любви (Нагибина, Рыжова, 2006)

• Взаимодействие мозга и сердца (Нагибина, Нагибин, 2000).

Психотерапевтические методики:

• Методика осознания Я (Юшкова, 2005)

• Методика ключевых слов «Открой свое Я» (Нагибина, дизайн Нагибин, Васенин 2008)

• Дерево любви (Нагибина, дизайн Нагибин, Васенин 2009)


«Исследуемые Н. Л. Нагибиной субъекты — это выдающиеся личности, то есть, они максимально развивают свой талант и индивидуальность, добиваясь высоких, общественно значимых результатов. Такое исследование не может быть чисто лабораторным; оно осуществимо только с помощью очень сложных и специфических методов и методик, психологически раскрывающих целостность творца и его творения. Н. Л. Нагибина (вместе с проф. В. А. Барабанщиковым) разработала системно-биографический подход к созданию психологического портрета мастера. Такие психобиографические (и психоисторические) методы исследования людей закономерно выходят теперь на первый план. Именно эти и подобные им методы — по мере их совершенствования (в частности, преодоления описательности) — становятся все более адекватными для изучения жизненного пути человека, целостной уникальной личности, системности творчества во всей его противоречивости». — Директор Института психологии РАН А.В.Брушлинский. Психологический портрет в рамках теории субъекта,1999


Ссылки

• Рациональная и чувственная составляющие в отношении личности к миру и себе (системный подход)". (2000, Институт психологии РАН). Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Нагибина Наталия Львовна

• Психологические типы личности: влияние на музыкальную деятельность и обучение музыке (2002, МГУ им. М. В. Ломоносова). Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям 19.00.07 — Педагогическая психология (психологические науки) и 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Нагибина Наталия Львовна

• Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности (2002, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Афанасьева Антонина Петровна

• Психосемантика понятия «развитие»: типологический подход (2008, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Грекова Татьяна Николаевна

• Личностные факторы репрезентации агрессивного поведения у представителей различных психологических типов (2006, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Смирнова Тамара Петровна

• Метафорическая репрезентация у представителей различных психологических типов личности (2006, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Янов Андрей Николаевич

• Отношение к любви и браку у представителей различных психологических типов личности (2006, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Рыжова Нелли Юрьевна

• Субъективная семантика понятия «психологическая поддержка» в контексте психологического консультирования (2006, МосГУ). Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности и история психологии. Автор: Осипов Денис Владимирович

Информационные ресурсы

http://www.iidp.ru

http://psychology.110mb.com

http://do.iidp.ru

http://forum.iidp.ru

http://www.psycosmology.ru

Конкурс творческих работ «PSYCOSMOLOGY»

«Psycosmology» — конкурс творческих работ для русскоязычных, англоязычных и немецкоязычных людей, интересующихся проблемами философии, науки, искусства. Целью международного конкурса «Psycosmology» является развитие идей дифференциальной психологии в методологическом и культурологическом аспектах. В конкурсе может участвовать представитель любой национальности, любого возраста и образования. Конкурс «Psycosmology» проводится в двух номинациях: «Психология искусства» и «Методология науки».



Работы по псикосмологии

Монографии

1. Psycosmology. М, IIDP, 2007.

2. Популярная психология типов Часть 1 /ред. Н. Л. Нагибиной. IIDP, Москва, 2009

3. Die Populäre Psychologie der Typen. Teil 1 /W.Red. N. Nagibina. Berlin, 2010

4. Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. Типологический подход. М., «МосГУ», 2005

5. Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч.1. М., Институт молодежи, 2000

6. Нагибина Н. Л., Миронычева А. В. Психология типов. Системный подход. Тело и душа. Ч.2. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002.

7. Нагибина Н. Л., Грекова Т. Н. Психология типов. Стратегии развития. Ч.3. М., Московская гуманитано-социальная академия, 2002

8. Артемцева Н. Г., Губанкова Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В., Нагибина Н. Л. Психологические типы. Когнитивные стили. Ч.4. Московский гуманитарный университет, 2003

9. Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004

10. Артемцева Н. Г. Общее, типологическое, индивидуальное в визуальной диагностике. Учебное пособие. — М. Изд-во МосГУ, 2008 ссылка

11. Нагибина Н. Л. Мастера российского джаза. Психологические портреты. — М., Изд-во «Институт психологии РАН», 1999

12. Грекова Т. Н. Личностные установки развития. М.: МосГУ, 2008.

13. Грекова Т. Н. Личностно-смысловые особенности развития. М. МГУДТ.: 2008

14. Грекова Т. Н. Психологические типы: семантика понятия «развитие». М.: МосГУ, 2006


Главы в коллективных монографиях

• Артемцева Н. Г. , Нагибина Н. Л. Познание, детерминированное психологическим типом личности.// В кн. Общение и познание. Под. Ред. В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко.-М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2007

• Артемцева Н. Г., Нагибина Н. Л. Рациональные и иррациональные системы как детерминанты познания.//Системная организация и детерминация психики.- М. Институт психологии РАН, 2009.

• Артемцева Н. Г., Нагибина Н. Л. Индивидуальные особенности восприятия информации в интернет — образовании.// Познание в структуре общения /под ред В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко — М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009

• Артемцева Н. Г. Особенности общения родителей и подростков: общие, типологические, индивидуальные.// Познание и общение: Теория, эксперимент, практика /под ред В. А. Барабанщикова и Е. С. Самойленко — М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009


Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

• Нагибина Н. Л., Рыжова Н. Ю. Любовь и акме: феноменология отношений. Акмеология. 2006, № 4, с.95-97.

• Рыжова Н. Ю. Семантическое пространство понятий «любовь» и «брак»: типологический подход.// Вестник Университета (ГУУ) М., ГУУ. Вып. № 7(23). Серия Социология и управление персоналом, 2006.

• Артемцева Н. Г. К вопросу о содержании общего, типологического и единичного в составе психики. // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом, № 3. М.2007

• Артемцева Н. Г. Проявление невербальных компонентов общения как характеристика психологического типа личности. // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом, № 7. М.2007.

• Артемцева Н. Г. Психологические типы личности в контексте обучения визуальной диагностике // Знание. Понимание. Умение. Изд-во МосГУ, № 2,2008

• Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Методологические подходы к исследованию личностных установок: общее, типологическое, индивидуальное // Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом, М. № 4. 2008.

• Ильясов И. И., Артемцева Н. Г. Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход, // Всестник МГУ. Серия 14. Психология. № 3. 2009

• Грекова Т. Н. Стратегии развития: дифференцированный подход в обучении / Вестник университета. № 7/23. М.: ГУУ, 2006

• Грекова Т. Н. Об архетипичности символов развития / Вестник Московского Университета. Сер. 145. Психология. № 6, 2006

• Грекова Т. Н. Ценностно-смысловые особенности развития личности: типологический подход / Вестник университета. № 3/29. М.: ГУУ, 2007

• Грекова Т. Н. Пути к вершине: индивидуально-типологические особенности в контексте семантики понятия «развитие» / Вестник университета. № 12/38. М.: ГУУ, 2007

• Грекова Т. Н. Методологические подходы к исследованию личностных установок: общее, типологическое, индивидуальное / Вестник университета. № 4/42. М.: ГУУ, 2008

• Грекова Т. Н. Стратегии развития: типологический подход / Вестник университета. № 4/42. М.: ГУУ, 2008

• Грекова Т. Н. Семантика понятия развитие: общее, типологическое, индивидуальное / Научный журнал МосГУ. Знание. Понимание. Умение. № 1. МосГУ, 2008