Психология искусства

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску


Психология искусства призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.


Искусство как способ познания

Психология искусства: исследовательские подходы

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделит такие подходы к изучению психологии искусства:

  • искусствоцентрический. В центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
  • теоретико-нормативный. Исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
  • механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная

роль;

  • когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;
  • деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;
  • системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.

Построение систем в музыкознании

Рациональные системы

Во главу угла в таких системах ставится коммуникация между субъектом и объектом. Модели системного подхода включают разного рода схемы взаимодействия. При этом предполагается детальное изучение всех составляющих процесса взаимодействия и функционирования объекта и субъекта. Варианты таких систем представлены в работах Л.Я.Дорфмана, В.П.Морозова, Э.А.Голубевой, А.Л.Готсдинера, Л.Л.Бочкарева и других. В качестве системы и подсистемы человек способен создавать и воспринимать художественный образ. Интегральная индивидуальность человека понимается как целостность, большая система, в которой выделяются иерархические уровни индивидуальных свойств, между которыми существует особого рода связи - много-много-значные или полиморфные (по В.С.Мерлину).

Иерархические уровни содержат индивидуальные свойства, представляющие разные уровни развития материи, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в коллективе и обществе. Таким образом, более общие системы включают в себя все более частные. Материал для исследований нарастает как снежная лавина, которой уже невозможно управлять.

Для концепций этой группы исследователей важными являются вопросы: Что представляет собой музыка в качестве информативного средства? Каким образом она может передаваться и восприниматься?

Музыка несет в себе достаточно однозначную информацию, которая должна быть соответствующим образом воспринята субъектом. Информация должна восприниматься либо в виде образа (достаточно конкретного), либо в виде эмоции (конкретно понимаемой).

Иррациональные системы

Основные положения исследователей данной группы:

- музыка несет в себе трансцендентальный смысл;

- цель восприятия (слушания) музыки - слияние с космосом, или возбуждение физического и душевного «Я».


Главными идеологами этой теоретической концепции в зарубежном музыкознании являются Мерсман Х., А.Хальм, Х.Кайзер. По их мнению, при изучении музыкального восприятия предметом научного исследования должен стать процесс перехода индивидуального сознания слушателя в трансцендентальное сознание, сливание Я с музыкой космоса («трансцендентальная редукция»).

Феноменология

Феноменологический подход объединяет многие противоборствующие концепции в рамках системы более высокого уровня. Она, подобно системе химических элементов, основываясь на некоей предустановленной гармонии, задает строение, характер связей и взаимодействий элементов. Цель феноменологии - построение новой науки.

Нагибиной Н.Л. предложена система психологических типов: рациональных, иррациональных и смешанных. Для каждого типа характерен свой стиль и цели творчества

Тип с доминирующей рациональной функцией Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями Тип с доминирующей иррациональной функцией
Искусство служит народу.

Искусство воспитывает и направляет.

Агитационность.

Расчитано на массы.

Симфонизм музыкального мышления.

Страсти контролируются рассудком.

Эмоциональная доступность.

Злободневность тематики.


Искусство возвышает над обыденностью,

будит чувства, мысль,

доставляет удовольствие.

Игра комбинациями чувств и образов.

Эклектичность стиля.

Современность и мифологичность образов.


«Искусство для искусства»,

Искусство раскрывает в людях лучшие стороны,

приобщает к смыслу мировой гармонии,

помогает выразить себя.

Эстетство

Утонченная выразительность звукоизвлечения

Культ утонченной чувственности

и всепоглощающих страстей.

Искусство как способ самопознания

В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.

Искусство и архетип

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.

Будущее представленное фантазией человека, обычно вкладывается в определенные стереотипные образы, которыми оперируют футуристы, и за пределы которых они не могут выйти, так как основа всех будущих представлений – это опыт прошлого и постоянно теряющегося в прошлом настоящего. Мало того, когда художник действительно достигает «совершенства» в порывании с прошлым, с традициями и классикой, он непременно выходит на уровень еще более архаических и примитивных образов, чем он даже может себе представить. Это связано с тем, что онтогенез повторяет филогенез, а развитие всегда поступательно и ничего из ничего не рождается, происходит естественное «возвращение на круги своя». Чернов Денис "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"


Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве

Творческий процесс, его составляющие и динамика

Процесс художественной творчесткой деятельности очень индивидуален (см. «Психология искусства: типологический подход»).

Схема художественной творческой деятельности (в общих чертах):

1. Поиск (сознательный или бессознательный) стимула к творческому движению.

«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно» (И. Тургенев о Ф. Тютчеве).

2. Материальное воплощение: пробы в материале.

Прежде, чем начнет петься,

Долго ходят, размозолев от брожения,

И тихо барахтается в тине сердца

Глупая вобла воображения.

В. Маяковский

3. Доведение до окончательного варианта, в котором содержание и форма гармонично дополняют друг друга: многочисленные пробы близких по основному характеру, но различающихся по нюансам художественных воплощений замысла.

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

В. Маяковский

Творческая личность

Современные авторы исследований психологии способностей все больше склоняются к мнению, что и научные, и художественные способности развиваются и совершенствуются в равной степени. В художественном творчестве вопрос о первичных дарованиях и об упражнении, навыке и подражании стоит так же, как и при всяком критическом познании, при всяком научном открытии. В Институте творческих проблем в Калифорнии проводилось изучение творческих личностей на больших группах известных писателей. Американские исследователи исходят при этом из утверждения, что «культурный феномен изобретения в искусстве и науке аналогичен и характеризуется одинаковыми фундаментальными психическими процессами».

Так, Ф. Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:

1) высокий уровень интеллекта;

2) склонность к интеллектуальным и познавательным темам;

3) красноречие, умение ясно выражать мысли;

4) личная независимость;

5) умелое пользование приемами эстетического воздействия;

6) продуктивность;

7) склонность к философским проблемам;

8) стремление к самовыражению;

9) широкий круг интересов;

10) оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления;

11) интересная, привлекающая внимание личность;

12) честность, откровенность, искренность в общении с другими;

13) соответствие поведения этическим нормам.

Способности и талант

Способности - это возможность выполнять какую-либо деятельность с определенной мерой успешности. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Исследования музыкальных, литературных, художественных способностей имеют давние традиции. Классификации специальных способностей многочисленны и разнообразны. В основном широко изучены элементарные способности. В последнее время ощутимо возрос интерес к высшим способностям в области искусства и созданию методик их диагностики.

Талант и гениальность

Чем отличается талант от гения? Шопенгауэр образно описал это различие так: талант - это стрелок, попадающий в цель, которую видят многие, но никто не может попасть, а гений стреляет по таким далеким мишеням, что их даже никто не видит. Поэтому таланты (древняя денежная единица) часто бывают богатыми - их могут оценить многие, а гении редко - их могут по достоинству оценить только таланты, да и то через некоторое время.


В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре. Артур Шопенгауэр

Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Иммануил Кант


Искусство и цивилизация

Эстетика как наука о прекрасном неизменно подчеркивает цивилизационный аспект любого искусства. Связи искусства и цивилизации всегда двусторонни: эпоха и общество формируют вкус и эстетические взгляды в искусстве, а творцы формируют трансформации и стилевое движение и разнообразие.

Освальд Шпенглер

Важные идеи, объясняющие причины противостояния искусства и цивилизации, выдвинул Шпенглер (1880-1936). В работе "Закат Европы. Причинность и судьба" символом судьбы культуры и свидетельством социокультурных изменений у Шпенглера выступает искусство. Метод Шпенглера состоял в переносе из области природы в область культуры морфологической структуры жизненного цикла. Каждая культура имеет ограниченное число возможностей своего выражения, она появляется, зреет, увядает и никогда не возрождается. Эпохальные циклы не имеют между собой какой-либо явной связи - в их исторической жизни оказывается целью сама жизнь, а не её результат. Отношения между цивилизацией и культурой внутри каждого цикла и выступают основной пружиной всех исторических коллизий и превращений.

Альберт Швейцер

Проблемы взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновали Альберта Швейцера (1875- 1965 ). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданность истине и открытое исповедывание её; великая задача духа - создание мировоззрения. Ускорение социальных процессов в XX столетии рождает поверхностность и дурную бесконечность во всем: "дух нашего времени бросает нас в водоворот деятельности умышленно, дабы мы не опомнились и не спросили, что же собственно имеет эта "самозабвенная преданность этим или иным целям со смыслом мира и нашей жизни?"

Английский социолог Тойнби стремится дифференцировать теоретические модели взаимовлияний цивилизации и искусства, представить всю сложность действующих факторов в совокупности как негативных, так и позитивных форм.

"Исторический взгляд на мир открывает нам физический космос, движущийся по кругу в четырехмерном Пространстве-Времени, и Жизнь на нашей планете, эволюционирующую в пятимерной рамке Пространства-Времени-Жизни. А человеческая душа, поднимающаяся в шестое измерение посредством дара Духа, устремляется через роковое обретение духовной свободы в направлении Творца или от Него". Арнольд Тойнби. Постижение истории.

Искусство и потребитель

В разработке типологии слушателей, зрителей, читателей существуют три основных направления. Некоторые авторы кладут в основу классификации какой-нибудь один признак - например, восприимчивость и интерес к новому, неизвестному в искусстве или, напротив приверженность к старому, хорошо знакомому («верхогляды» и «староверы» у В. Белинского, «новаторы» и «подражатели» у Ж.-М.Гюйо, «неустойчивые» и «устойчивые» зрители у А. В. Луначарского), уровень образования и общей культуры (А. Зильберман), специальное (музыкальное) образование (Р. Франсэ). Другие авторы, ощущая неполноценность всякой «одномерной» (К.Кинеман) классификации, пытаются объединить в одной типологической схеме сразу несколько признаков. Так Ю. Давыдов выделяет следующие пять типов отношения публики к искусству (и соответственно 5 типов воспринимающих):

1) восприятие искусства только в его социально-познавательной или социально-публицистической функции («гносеологический тип»),

2) поиски в искусстве того, чего нет в жизни («компенсативный тип»),

3) отношение с позиций профессиональных знаний об искусстве («знаточеский тип»),

4) чисто моральная оценка («этический» тип),

5) оценка искусства согласно априорным нормам, принятым в социальной группе («социально-престижный» тип).

Т. Адорно во «Введении в музыкальную социологию» рассматривает восемь типов слушателей:

Теодор Адорно

1) эксперт;

2) «хороший слушатель»;

3) «потребитель культуры» - образованный, но равнодушный и пассивный;

4) «эмоциональный» слушатель, переживающий чувства «по поводу» музыки;

5) «рессантиментный» (антиэмоциональный) слушатель - сектант-пуританин, слепо преданный серьезной музыке, но не понимающий ее;

6) «джазовый фанатик» (джаз-фан);

7) «развлекающийся» слушатель;

8) немузыкальный и антимузыкальный человек.

Искусство как форма терапии

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств.


Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля

Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля проходят через всю историю эстетики. Они отражают существование объективных и субъективных закономерностей в психологии творчества. Произведение искусства - есть всегда синтез объективных и субъективных законов. Доминирование в каждом конкретном случае тех или других закономерностей связано часто с психологическим типом творца.


Системно-типологический подход в психологии искусства

Системно-типологический подход к проблеме литературных, музыкальных, художественных и т.п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности.

Единство художественных, когнитивных и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».

«Писателю принадлежат все формы творчества; ему — стрелы иронии, ему — нежные, легкие слова; ему — театральные персонажи, ему — необъятные лабиринты сказок и вымыслов, ему — все цветы, ему — все шипы; он возлагает на себя все одежды, проникает в глубь всех сердец, испытывает все страсти, постигает все интересы. Душа писателя стремится к миру и отражает его» (О. Бальзак).

«На мой взгляд, подлинный современный мир — это мир, созданный художником, это явившийся ему мираж. Художник не несет никакой ответственности перед обществом, художник ответственен только перед самим собою» (В. Набоков).

Карл Юнг в своей монографии "Психологические типы" убедительно показывает, как личность творца накладывает печать на его творчество.

Система Нагибиной Н.Л.

Система психологических типов - Псикосмология, предлагаемая Н. Л. Нагибиной и ее научным коллективом, строится на соотношении принципов познания: рациональном и иррациональном. В каждом человеке доминирует один из способов познания, второй способ познания может являться подчиненным или равным первому (переходные типы). Рациональный — тип, в котором мышление

Нагибина Наталия Львовна

является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем чувственное познание. Иррациональный — тип, в котором мышление не является доминантным, процесс познания не опосредован рефлексивными операциями, который относится к интуиции и ощущениям как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем рефлексивное познание. В системе психологических типов находятся четыре рациональных типа (A, B, D, E) и четыре иррациональных (B, C, F, G), также имеются четыре переходных типа (AB, CD, EF, GH), в которых иррациональный и иррациональный принцип познания имеют одинаковый вес.

В данном подходе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и герменевтический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца.

Литература

Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий король. М., 2002.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

Бердяев Н. Самопознание. М., 1991.

Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.

Валери П. Об искусстве. М., 1993.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2004

Галеев Б. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976.

Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

Готсдинер А. Л. Музыкальная психология М., 1993.

Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. М., 1962.

Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М., 1997.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. М., 1977.

Нагибина Н. Л. Мастера российского джаза. Психологические портреты. М.: ИП РАН, 1999.

Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч. 1. М.: Институт молодежи, 2000.

Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Психология искусства. типологический подход. М., 2005.

Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.

Психология музыкального искусства в портретах /ред. Н.Л. Нагибина. Москва-Берлин., 2010.

Психология художественного творчества: Хрестоматия / К. В. Сельченок. Минск., 1999.

Рождественская Н. В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. М., 2000.

Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Станиславский К.С. Работа актера над собой

Суханцева В.К. МУЗЫКА КАК МИР ЧЕЛОВЕКА (ОТ ИДЕИ ВСЕЛЕННОЙ – К ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ)

Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М.,1985.

Чехов М. О технике актера

Тойнби Арнольд. Постижение истории