Психология искусства: различия между версиями
Строка 213: | Строка 213: | ||
<blockquote> | <blockquote> | ||
Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Иммануил [[Кант]] | Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Иммануил [[Кант]] | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Искусство и цивилизация == | ||
+ | |||
+ | [[Эстетика]] как наука о прекрасном неизменно подчеркивает цивилизационный аспект любого искусства. Связи искусства и цивилизации всегда двусторонни: эпоха и общество формируют вкус и эстетические взгляды в искусстве, а творцы формируют трансформации и стилевое движение и разнообразие. | ||
+ | |||
+ | Важные идеи, объясняющие причины противостояния искусства и цивилизации, выдвинул [[Шпенглер]] (1880-1936). В работе "Закат Европы. Причинность и судьба" символом судьбы культуры и свидетельством социокультурных изменений у Шпенглера выступает искусство. Метод Шпенглера состоял в переносе из области природы в область культуры морфологической структуры жизненного цикла. Каждая культура имеет ограниченное число возможностей своего выражения, она появляется, зреет, увядает и никогда не возрождается. Эпохальные циклы не имеют между собой какой-либо явной связи - в их исторической жизни оказывается целью сама жизнь, а не её результат. Отношения между цивилизацией и культурой внутри каждого цикла и выступают основной пружиной всех исторических коллизий и превращений. | ||
+ | |||
+ | Проблемы взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновали Альберта [[Швейцер]]а (1875- 1965 ). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданность истине и открытое исповедывание её; великая задача духа - создание мировоззрения. Ускорение социальных процессов в XX столетии рождает поверхностность и дурную бесконечность во всем: "дух нашего времени бросает нас в водоворот деятельности умышленно, дабы мы не опомнились и не спросили, что же собственно имеет эта "самозабвенная преданность этим или иным целям со смыслом мира и нашей жизни?" | ||
+ | |||
+ | Английский социолог [[Тойнби]] стремится дифференцировать теоретические модели взаимовлияний цивилизации и искусства, представить всю сложность действующих факторов в совокупности как негативных, так и позитивных форм. | ||
+ | |||
+ | <blockquote> | ||
+ | "Исторический взгляд на мир открывает нам физический космос, движущийся по кругу в четырехмерном Пространстве-Времени, и Жизнь на нашей планете, эволюционирующую в пятимерной рамке Пространства-Времени-Жизни. А человеческая душа, поднимающаяся в шестое измерение посредством дара Духа, устремляется через роковое обретение духовной свободы в направлении Творца или от Него". Арнольд Тойнби. Постижение истории. | ||
</blockquote> | </blockquote> |
Версия 13:23, 13 мая 2010
<Психология искусства>
Психология искусства призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.
Содержание
Искусство как способ познания
Психология искусства: исследовательские подходы
Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.
Можно выделит такие подходы к изучению психологии искусства:
- искусствоцентрический. В центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
- теоретико-нормативный. Исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
- механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная
роль;
- когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;
- деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;
- системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.
Построение систем в музыкознании
Рациональные системы
Во главу угла в таких системах ставится коммуникация между субъектом и объектом. Модели системного подхода включают разного рода схемы взаимодействия. При этом предполагается детальное изучение всех составляющих процесса взаимодействия и функционирования объекта и субъекта. Варианты таких систем представлены в работах Л.Я.Дорфмана, В.П.Морозова, Э.А.Голубевой, А.Л.Готсдинера, Л.Л.Бочкарева и других. В качестве системы и подсистемы человек способен создавать и воспринимать художественный образ. Интегральная индивидуальность человека понимается как целостность, большая система, в которой выделяются иерархические уровни индивидуальных свойств, между которыми существует особого рода связи - много-много-значные или полиморфные (по В.С.Мерлину).
Иерархические уровни содержат индивидуальные свойства, представляющие разные уровни развития материи, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в коллективе и обществе. Таким образом, более общие системы включают в себя все более частные. Материал для исследований нарастает как снежная лавина, которой уже невозможно управлять.
Для концепций этой группы исследователей важными являются вопросы: Что представляет собой музыка в качестве информативного средства? Каким образом она может передаваться и восприниматься?
Музыка несет в себе достаточно однозначную информацию, которая должна быть соответствующим образом воспринята субъектом. Информация должна восприниматься либо в виде образа (достаточно конкретного), либо в виде эмоции (конкретно понимаемой).
Иррациональные системы
Основные положения исследователей данной группы:
- музыка несет в себе трансцендентальный смысл;
- цель восприятия (слушания) музыки - слияние с космосом, или возбуждение физического и душевного «Я».
Главными идеологами этой теоретической концепции в зарубежном музыкознании являются Мерсман Х., А.Хальм, Х.Кайзер. По их мнению, при изучении музыкального восприятия предметом научного исследования должен стать процесс перехода индивидуального сознания слушателя в трансцендентальное сознание, сливание Я с музыкой космоса («трансцендентальная редукция»).
Феноменология
Феноменологический подход объединяет многие противоборствующие концепции в рамках системы более высокого уровня. Она, подобно системе химических элементов, основываясь на некоей предустановленной гармонии, задает строение, характер связей и взаимодействий элементов. Цель феноменологии - построение новой науки.
Нагибиной Н.Л. предложена система психологических типов: рациональных, иррациональных и смешанных. Для каждого типа характерен свой стиль и цели творчества
Тип с доминирующей рациональной функцией | Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями | Тип с доминирующей иррациональной функцией |
---|---|---|
Искусство служит народу.
Искусство воспитывает и направляет. Агитационность. Расчитано на массы. Симфонизм музыкального мышления. Страсти контролируются рассудком. Эмоциональная доступность. Злободневность тематики.
|
Искусство возвышает над обыденностью,
будит чувства, мысль, доставляет удовольствие. Игра комбинациями чувств и образов. Эклектичность стиля. Современность и мифологичность образов.
|
«Искусство для искусства»,
Искусство раскрывает в людях лучшие стороны, приобщает к смыслу мировой гармонии, помогает выразить себя. Эстетство Утонченная выразительность звукоизвлечения Культ утонченной чувственности и всепоглощающих страстей. |
Искусство как способ самопознания
В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.
Искусство и архетип
Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.
Будущее представленное фантазией человека, обычно вкладывается в определенные стереотипные образы, которыми оперируют футуристы, и за пределы которых они не могут выйти, так как основа всех будущих представлений – это опыт прошлого и постоянно теряющегося в прошлом настоящего. Мало того, когда художник действительно достигает «совершенства» в порывании с прошлым, с традициями и классикой, он непременно выходит на уровень еще более архаических и примитивных образов, чем он даже может себе представить. Это связано с тем, что онтогенез повторяет филогенез, а развитие всегда поступательно и ничего из ничего не рождается, происходит естественное «возвращение на круги своя». Чернов Денис "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве
Творческий процесс, его составляющие и динамика
Процесс художественной творчесткой деятельности очень индивидуален (см. «Психология искусства: типологический подход»).
Схема художественной творческой деятельности (в общих чертах):
1. Поиск (сознательный или бессознательный) стимула к творческому движению.
«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно» (И. Тургенев о Ф. Тютчеве).
2. Материальное воплощение: пробы в материале.
Прежде, чем начнет петься,
Долго ходят, размозолев от брожения,
И тихо барахтается в тине сердца
Глупая вобла воображения.
В. Маяковский
3. Доведение до окончательного варианта, в котором содержание и форма гармонично дополняют друг друга: многочисленные пробы близких по основному характеру, но различающихся по нюансам художественных воплощений замысла.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
В. Маяковский
Творческая личность
Современные авторы исследований психологии способностей все больше склоняются к мнению, что и научные, и художественные способности развиваются и совершенствуются в равной степени. В художественном творчестве вопрос о первичных дарованиях и об упражнении, навыке и подражании стоит так же, как и при всяком критическом познании, при всяком научном открытии. В Институте творческих проблем в Калифорнии проводилось изучение творческих личностей на больших группах известных писателей. Американские исследователи исходят при этом из утверждения, что «культурный феномен изобретения в искусстве и науке аналогичен и характеризуется одинаковыми фундаментальными психическими процессами».
Так, Ф. Баррон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству:
1) высокий уровень интеллекта;
2) склонность к интеллектуальным и познавательным темам;
3) красноречие, умение ясно выражать мысли;
4) личная независимость;
5) умелое пользование приемами эстетического воздействия;
6) продуктивность;
7) склонность к философским проблемам;
8) стремление к самовыражению;
9) широкий круг интересов;
10) оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления;
11) интересная, привлекающая внимание личность;
12) честность, откровенность, искренность в общении с другими;
13) соответствие поведения этическим нормам.
Способности и талант
Способности - это возможность выполнять какую-либо деятельность с определенной мерой успешности. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области. Исследования музыкальных, литературных, художественных способностей имеют давние традиции. Классификации специальных способностей многочисленны и разнообразны. В основном широко изучены элементарные способности. В последнее время ощутимо возрос интерес к высшим способностям в области искусства и созданию методик их диагностики.
Талант и гениальность
Чем отличается талант от гения? Шопенгауэр образно описал это различие так: талант - это стрелок, попадающий в цель, которую видят многие, но никто не может попасть, а гений стреляет по таким далеким мишеням, что их даже никто не видит. Поэтому таланты (древняя денежная единица) часто бывают богатыми - их могут оценить многие, а гении редко - их могут по достоинству оценить только таланты, да и то через некоторое время.
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре. Артур Шопенгауэр
Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Иммануил Кант
Искусство и цивилизация
Эстетика как наука о прекрасном неизменно подчеркивает цивилизационный аспект любого искусства. Связи искусства и цивилизации всегда двусторонни: эпоха и общество формируют вкус и эстетические взгляды в искусстве, а творцы формируют трансформации и стилевое движение и разнообразие.
Важные идеи, объясняющие причины противостояния искусства и цивилизации, выдвинул Шпенглер (1880-1936). В работе "Закат Европы. Причинность и судьба" символом судьбы культуры и свидетельством социокультурных изменений у Шпенглера выступает искусство. Метод Шпенглера состоял в переносе из области природы в область культуры морфологической структуры жизненного цикла. Каждая культура имеет ограниченное число возможностей своего выражения, она появляется, зреет, увядает и никогда не возрождается. Эпохальные циклы не имеют между собой какой-либо явной связи - в их исторической жизни оказывается целью сама жизнь, а не её результат. Отношения между цивилизацией и культурой внутри каждого цикла и выступают основной пружиной всех исторических коллизий и превращений.
Проблемы взаимовлияния искусства и цивилизации в XX веке волновали Альберта Швейцера (1875- 1965 ). Началом любой полноценной жизни, по его мнению, является непоколебимая преданность истине и открытое исповедывание её; великая задача духа - создание мировоззрения. Ускорение социальных процессов в XX столетии рождает поверхностность и дурную бесконечность во всем: "дух нашего времени бросает нас в водоворот деятельности умышленно, дабы мы не опомнились и не спросили, что же собственно имеет эта "самозабвенная преданность этим или иным целям со смыслом мира и нашей жизни?"
Английский социолог Тойнби стремится дифференцировать теоретические модели взаимовлияний цивилизации и искусства, представить всю сложность действующих факторов в совокупности как негативных, так и позитивных форм.
"Исторический взгляд на мир открывает нам физический космос, движущийся по кругу в четырехмерном Пространстве-Времени, и Жизнь на нашей планете, эволюционирующую в пятимерной рамке Пространства-Времени-Жизни. А человеческая душа, поднимающаяся в шестое измерение посредством дара Духа, устремляется через роковое обретение духовной свободы в направлении Творца или от Него". Арнольд Тойнби. Постижение истории.