Психология искусства: различия между версиями

Материал из EPT
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''<Психология искусства>''' '''Психология искусства''' призвана установить наиболее общие за…»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
'''Психология искусства''' призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.
 
'''Психология искусства''' призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.
 +
 +
 +
== Искусство как способ познания ==
 +
 +
=== Психология искусства: исследовательские подходы ===
 +
 +
Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.
 +
 +
Можно выделит такие подходы к изучению психологии искусства:
 +
 +
* искусствоцентрический. В центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
 +
 +
* теоретико-нормативный. Исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
 +
 +
* механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная
 +
роль;
 +
 +
* когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;
 +
 +
* деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;
 +
 +
* системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.
 +
 +
==== Построение систем в музыкознании ====
 +
 +
'' Рациональные системы''
 +
 +
Во главу угла в таких системах ставится коммуникация между субъектом и объектом. Модели системного подхода включают разного рода схемы взаимодействия. При этом предполагается детальное изучение всех составляющих процесса взаимодействия и функционирования объекта и субъекта. Варианты таких систем представлены в работах Л.Я.Дорфмана, В.П.Морозова, Э.А.Голубевой, А.Л.Готсдинера, Л.Л.Бочкарева и других.
 +
В качестве системы и подсистемы человек способен создавать и воспринимать художественный образ. Интегральная индивидуальность человека понимается как целостность, большая система, в которой выделяются иерархические уровни индивидуальных свойств, между которыми существует особого рода связи - много-много-значные или полиморфные (по В.С.Мерлину).
 +
 +
Иерархические уровни содержат индивидуальные свойства, представляющие разные уровни развития материи, начиная от биохимических  свойств и кончая социальным статусом человека в коллективе и обществе. Таким образом, более общие системы  включают в себя все более частные. Материал для исследований нарастает как снежная лавина, которой уже невозможно управлять.
 +
 +
Для концепций этой группы исследователей важными являются вопросы: Что представляет собой музыка в качестве информативного средства? Каким образом она может передаваться и восприниматься?
 +
 +
Музыка несет в себе достаточно однозначную информацию, которая должна быть соответствующим образом воспринята субъектом. Информация должна восприниматься либо в виде образа (достаточно конкретного), либо в виде эмоции (конкретно понимаемой).
 +
 +
''Иррациональные системы''
 +
 +
Основные положения исследователей данной группы:
 +
 +
- музыка несет в себе трансцендентальный смысл;
 +
 +
- цель восприятия (слушания) музыки - слияние с космосом, или возбуждение физического и душевного «Я».
 +
 +
 +
Главными идеологами этой теоретической концепции в зарубежном музыкознании являются Мерсман Х., А.Хальм, Х.Кайзер. По их мнению, при изучении музыкального восприятия предметом научного исследования должен стать процесс перехода индивидуального сознания слушателя в трансцендентальное сознание, сливание Я с музыкой космоса («трансцендентальная редукция»).
 +
 +
''Феноменология''
 +
 +
Феноменологический подход объединяет многие противоборствующие концепции в рамках системы более высокого уровня. Она, подобно системе химических элементов, основываясь на некоей предустановленной гармонии, задает строение, характер связей и взаимодействий элементов.  Цель феноменологии - построение новой науки.
 +
 +
Нагибиной Н.Л. предложена система психологических типов: рациональных, иррациональных и смешанных. Для каждого типа характерен свой стиль и цели творчества
 +
 +
{| class="wikitable"
 +
|-
 +
! Тип с доминирующей рациональной функцией
 +
! Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями
 +
! Тип с доминирующей иррациональной функцией
 +
|-
 +
| Искусство служит народу.
 +
 +
Искусство воспитывает и направляет.
 +
 +
Агитационность.
 +
 +
Расчитано на массы.
 +
 +
Симфонизм музыкального мышления.
 +
 +
Страсти контролируются рассудком.
 +
 +
Эмоциональная доступность.
 +
 +
Злободневность тематики.
 +
 +
 +
| Искусство возвышает над обыденностью,
 +
 +
будит чувства, мысль,
 +
 +
доставляет удовольствие.
 +
 +
Игра комбинациями чувств и образов.
 +
 +
Эклектичность стиля.
 +
 +
Современность и мифологичность образов.
 +
 +
 +
| «Искусство для искусства»,
 +
 +
Искусство раскрывает в людях лучшие стороны,
 +
 +
приобщает к смыслу мировой гармонии,
 +
 +
помогает выразить себя.
 +
 +
Эстетство
 +
 +
Утонченная выразительность звукоизвлечения
 +
 +
Культ утонченной чувственности
 +
 +
и всепоглощающих страстей.
 +
 +
|}
 +
 +
=== Искусство как способ самопознания ===
 +
 +
В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.
 +
 +
=== Искусство и архетип ===
 +
 +
Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.
 +
 +
<blockquote>
 +
Будущее представленное фантазией человека, обычно вкладывается в определенные стереотипные образы, которыми оперируют футуристы, и за пределы которых они не могут выйти, так как основа всех будущих представлений – это опыт прошлого и постоянно теряющегося в прошлом настоящего. Мало того, когда художник действительно достигает «совершенства» в порывании с прошлым, с традициями и классикой, он непременно выходит на уровень еще более архаических и примитивных образов, чем он даже может себе представить. Это связано с тем, что онтогенез повторяет филогенез, а развитие всегда поступательно и ничего из ничего не рождается, происходит естественное «возвращение на круги своя». Чернов Денис "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"
 +
</blockquote>

Версия 13:20, 13 мая 2010

<Психология искусства>

Психология искусства призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.


Искусство как способ познания

Психология искусства: исследовательские подходы

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделит такие подходы к изучению психологии искусства:

  • искусствоцентрический. В центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
  • теоретико-нормативный. Исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
  • механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная

роль;

  • когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;
  • деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;
  • системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.

Построение систем в музыкознании

Рациональные системы

Во главу угла в таких системах ставится коммуникация между субъектом и объектом. Модели системного подхода включают разного рода схемы взаимодействия. При этом предполагается детальное изучение всех составляющих процесса взаимодействия и функционирования объекта и субъекта. Варианты таких систем представлены в работах Л.Я.Дорфмана, В.П.Морозова, Э.А.Голубевой, А.Л.Готсдинера, Л.Л.Бочкарева и других. В качестве системы и подсистемы человек способен создавать и воспринимать художественный образ. Интегральная индивидуальность человека понимается как целостность, большая система, в которой выделяются иерархические уровни индивидуальных свойств, между которыми существует особого рода связи - много-много-значные или полиморфные (по В.С.Мерлину).

Иерархические уровни содержат индивидуальные свойства, представляющие разные уровни развития материи, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в коллективе и обществе. Таким образом, более общие системы включают в себя все более частные. Материал для исследований нарастает как снежная лавина, которой уже невозможно управлять.

Для концепций этой группы исследователей важными являются вопросы: Что представляет собой музыка в качестве информативного средства? Каким образом она может передаваться и восприниматься?

Музыка несет в себе достаточно однозначную информацию, которая должна быть соответствующим образом воспринята субъектом. Информация должна восприниматься либо в виде образа (достаточно конкретного), либо в виде эмоции (конкретно понимаемой).

Иррациональные системы

Основные положения исследователей данной группы:

- музыка несет в себе трансцендентальный смысл;

- цель восприятия (слушания) музыки - слияние с космосом, или возбуждение физического и душевного «Я».


Главными идеологами этой теоретической концепции в зарубежном музыкознании являются Мерсман Х., А.Хальм, Х.Кайзер. По их мнению, при изучении музыкального восприятия предметом научного исследования должен стать процесс перехода индивидуального сознания слушателя в трансцендентальное сознание, сливание Я с музыкой космоса («трансцендентальная редукция»).

Феноменология

Феноменологический подход объединяет многие противоборствующие концепции в рамках системы более высокого уровня. Она, подобно системе химических элементов, основываясь на некоей предустановленной гармонии, задает строение, характер связей и взаимодействий элементов. Цель феноменологии - построение новой науки.

Нагибиной Н.Л. предложена система психологических типов: рациональных, иррациональных и смешанных. Для каждого типа характерен свой стиль и цели творчества

Тип с доминирующей рациональной функцией Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями Тип с доминирующей иррациональной функцией
Искусство служит народу.

Искусство воспитывает и направляет.

Агитационность.

Расчитано на массы.

Симфонизм музыкального мышления.

Страсти контролируются рассудком.

Эмоциональная доступность.

Злободневность тематики.


Искусство возвышает над обыденностью,

будит чувства, мысль,

доставляет удовольствие.

Игра комбинациями чувств и образов.

Эклектичность стиля.

Современность и мифологичность образов.


«Искусство для искусства»,

Искусство раскрывает в людях лучшие стороны,

приобщает к смыслу мировой гармонии,

помогает выразить себя.

Эстетство

Утонченная выразительность звукоизвлечения

Культ утонченной чувственности

и всепоглощающих страстей.

Искусство как способ самопознания

В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.

Искусство и архетип

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.

Будущее представленное фантазией человека, обычно вкладывается в определенные стереотипные образы, которыми оперируют футуристы, и за пределы которых они не могут выйти, так как основа всех будущих представлений – это опыт прошлого и постоянно теряющегося в прошлом настоящего. Мало того, когда художник действительно достигает «совершенства» в порывании с прошлым, с традициями и классикой, он непременно выходит на уровень еще более архаических и примитивных образов, чем он даже может себе представить. Это связано с тем, что онтогенез повторяет филогенез, а развитие всегда поступательно и ничего из ничего не рождается, происходит естественное «возвращение на круги своя». Чернов Денис "Современность и классика: в продолжение спора о древних и новых"